Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Иркутской области на уровне AA-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — AA-(RU)

Кредитный рейтинг Иркутской области (далее — Иркутская область, Область, Регион) обусловлен показателями долговой нагрузки, соответствующими минимальным уровням риска, высоким уровнем самодостаточности бюджета, а также высокими темпами развития экономики. Кредитный рейтинг Области ограничен высокой долей обязательных расходов в структуре бюджета и средними показателями развития региональной экономики.

Иркутская область расположена в Сибирском федеральном округе. Юго-восточная граница Области проходит по озеру Байкал, являющемуся крупнейшим в мире природным резервуаром пресной воды. В Регионе проживает 2,4 млн человек, а его валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2017 года составил, по оценке Области, 1,24 трлн руб. Ключевые секторы экономики — производство алюминия, нефте- и золотодобыча, электроэнергетика.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Сбалансированная долговая политика. На конец года долг Региона составит порядка половины операционного баланса. По мнению АКРА, Иркутская область может сохранять данное соотношение в том случае, если не будет увеличивать обязательные расходы опережающими темпами. Обслуживание долга является необременительным благодаря его небольшому объему, диверсифицированной структуре и сбалансированному графику погашения. Область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов и способна, по мнению АКРА, выполнять условия соглашений о реструктуризации. На 01.12.2018 долг Области составил 12,3 млрд руб. (на треть меньше, чем по состоянию на начало года). На бюджетные кредиты приходилось 59% долга, на облигации — 41%. Структура долга на конец текущего года будет зависеть от итогов исполнения бюджета. АКРА ожидает, что областной бюджет может быть исполнен с профицитом. Итоговые параметры долга будут зависеть от способа использования профицита: увеличения остатков на счетах или снижения объема долга относительно показателя прошлого года. Реализация любого из указанных двух вариантов использования профицита бюджета не влияет на итоговый уровень кредитного рейтинга Области. Текущий уровень ликвидности Региона оценивается очень высоко. Просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

Гибкая бюджетная политика. Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности: доля собственных доходов бюджета в период с 2015 по 2018 год в среднем составляет 86%, доля обязательных (по методологии АКРА) расходов — в среднем 79% бюджетных расходов Региона. Капитальные расходы за указанный период составили 13%. Основной объем налоговых поступлений приходится на налог на прибыль: его доля растет и по итогам 2018 года составит 45% (по сравнению с 34% в 2015 году). С точки зрения отраслевой диверсификации самая большая доля налоговых поступлений приходится на добычу полезных ископаемых (более четверти налоговых доходов). Как для большинства нефтедобывающих регионов, колебания мировых цен на нефть не оказывают негативного влияния на номинальные доходы бюджета Региона по причине низкого курса рубля и, соответственно, высокой стоимости нефти в национальной валюте.

Риски расширения санкций. На Иркутскую область приходится порядка 40% производства алюминия. Несмотря на санкции и риски их расширения, АКРА ожидает, что производство алюминия в 2018 году в России вырастет на 5–7%. В настоящее время негативного влияния санкций на бюджет Региона не наблюдается. Начало действия санкций на предприятия группы РУСАЛ со стороны США (запрет на операции с компанией) повторно перенесено на месяц — до января 2019 года. В случае окончательного введения санкций со стороны США АКРА ожидает вероятного снижения доходов бюджета Области от налоговых поступлений со стороны предприятий группы РУСАЛ до 4%.

Быстрорастущая региональная экономика со значительными структурными изменениями. За 2010–2016 годы ВРП Области увеличился в номинальном объеме в два раза. Рост региональной экономики сопровождался значительными структурными изменениями: в Области появилась новая отрасль — добыча полезных ископаемых (нефти). Вклад данной отрасли в ВРП увеличился с 5,3% в 2009 году до 26,2% по итогам 2016 года. В 2017 году в Иркутской области было добыто 3,7% всей российской нефти (шестое место по уровню добычи среди нефтедобывающих регионов РФ), тогда как в 2008 году в Области добывалось менее 0,1% российской нефти (24-е место по объему добычи).

В структуре обрабатывающих производств доминируют металлургические производства (21% отгрузки обрабатывающих производств в 2017 году), производство химических и нефтепродуктов (около 17%), производство бумаги и бумажных изделий (12%), обработка древесины (13%), производство пищевых продуктов (8%).

За 2009–2017 годы ВРП на душу населения в Иркутской области увеличился с 84% до 97% относительно среднероссийского уровня. Несмотря на то что среднедушевые доходы населения в Иркутской области снизились с 82% относительно среднестранового уровня в 2009 году до 70% по итогам 2017 года (поскольку среднедушевые доходы в Регионе увеличились лишь в 1,6 раза, в то время как среднестрановые — в 1,9 раза), поступления по НДФЛ на душу населения относительно среднестранового уровня стабильно составляли около 89%. По мнению АКРА, динамика налоговых поступлений более точно отображает уровень благосостояния населения Области.

Ключевые допущения

  • сохранение положительной динамики основных видов налоговых доходов;
  • сохранение контроля за темпом роста обязательных расходов;
  • исполнение бюджета в 2018 году с профицитом.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли обязательных расходов бюджета;
  • устойчивый рост показателей развития экономики (в частности, опережающий рост доходов населения и снижение уровня безработицы).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение операционного баланса в результате падения ННД Области при невозможности снижения обязательных расходов или в результате роста обязательных расходов бюджета Области без пропорционального повышения доходной части бюджета;
  • необходимость значительно нарастить долговую нагрузку с целью финансирования текущих расходов Области при недостаточности собственных доходов.

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Иркутской области 2016 года, гос. рег. номер выпуска RU34001IRK0, ISIN RU000A0JX314), срок погашения —  25.12.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — AA-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Указанный выше облигационный выпуск Иркутской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Иркутской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Иркутской области и выпуска облигаций Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Иркутской области и кредитный рейтинг выпуска облигаций Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Иркутской области, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Иркутской области (ISIN RU000A0JX314) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (17.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Иркутской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Иркутской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Иркутской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Иркутской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.