1. Общие положения
1.1. Данный документ содержит общее описание основных процессов, связанных с осуществлением Рейтинговых действий Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (Акционерное общество), далее — АКРА. Документ разработан с учетом применимости к широкому кругу Рейтингуемых лиц, эмитентов и видов кредитной задолженности.
1.2. Рейтинговый процесс в АКРА осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон о рейтинговых агентствах), подзаконных актов Банка России, а также внутренних документов АКРА.
1.3. АКРА стремится к максимальной прозрачности и независимости Рейтингового процесса; вместе с тем данный документ не является исчерпывающим с точки зрения описания внутренних процедур и процессов АКРА.
2. Список терминов и определений
2.1. АКРА — Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество).
2.2. Аналитическая группа — структурное подразделение АКРА, в основные задачи работников которого входит Рейтинговый анализ отдельного вида объектов рейтингования в соответствии с принятой Методологией, а также подготовка и осуществление Рейтинговых действий в составе Рейтингового комитета.
2.3.
Аналитический
блок — совокупность структурных
подразделений АКРА,
в основные задачи работников которых входит проведение Рейтингового анализа,
а также подготовка макроэкономических и отраслевых исследований
и прогнозов.
2.4. Апелляция — мотивированное несогласие с решением Рейтингового комитета со стороны Рейтингуемого лица (эмитента) (Внешняя апелляция) или члена Рейтингового комитета (Внутренняя апелляция).
2.5. Базовый кредитный рейтинг — Кредитный рейтинг, присваиваемый Рейтингуемому лицу (или их финансовым обязательствам либо программам выпуска отдельных финансовых обязательств), исключая Рейтинги инструментов и обязательств структурированного финансирования.
2.6. Ведущий рейтинговый аналитик — Рейтинговый аналитик, основные обязанности которого включают в себя взаимодействие с Рейтингуемым лицом в отношении конкретного Кредитного рейтинга, подготовку документов и предложений для Рейтингового комитета в отношении такого Кредитного рейтинга.
2.7. Второй рейтинговый аналитик — Рейтинговый аналитик, временно выполняющий обязанности Первого рейтингового аналитика при невозможности их выполнения последним.
2.8. Группа компаний — компании, над которыми имеет прямой или косвенный контроль конечный бенефициар Рейтингуемого лица. «Контроль» в большинстве случаев понимается АКРА как возможность управлять финансовой и хозяйственной деятельностью компании. «Контроль» также может определяться АКРА как способность управлять стратегией развития и денежным потоком члена группы.
2.9. Дирекция по работе с клиентами и развитию бизнеса — подразделение АКРА, основными задачами которого является заключение договоров на предоставление рейтинговых и дополнительных услуг и привлечение клиентов.
2.10. Кредитный рейтинг — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и/или о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.
2.11. Кредитный рейтинг финансового обязательства (программы выпуска отдельных финансовых обязательств) — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять свои финансовые обязательства по отдельным долговым финансовым инструментам или финансовой задолженности, выраженное с использованием рейтинговой категории по определенной рейтинговой шкале.
2.12. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования — мнение АКРА о вероятности и величине потерь по рейтингуемым обязательствам специализированного общества (или подобных эмитентов и Рейтингуемых лиц), которые зависят от способности специализированного общества исполнять свои финансовые обязательства, обеспеченные залогом денежных требований и/или залогом иного имущества, принадлежащего этому специализированному обществу и/или третьим лицам. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования является видом Кредитного рейтинга.
2.13. Методологическая группа — структурное подразделение АКРА, осуществляющее разработку, анализ, тестирование, валидацию и актуализацию Методологий, контроль за применением Методологий в Рейтинговой деятельности, а также отвечающее за оценку корректности применения Методологии. Методологическая группа независима в своей работе от иных подразделений АКРА. Деятельность Методологической группы регламентируется Положением о Методологической группе.
2.14. Методология (Рейтинговая методология) — внутренний документ АКРА, определяющий принципы и формы анализа количественных и качественных факторов и применения моделей и ключевых рейтинговых предположений, на основании которых принимается решение о Рейтинговом действии.
2.15. Незапрошенный рейтинг — Кредитный рейтинг, присвоенный АКРА без заключения договора с Рейтингуемым лицом.
2.16. Обслуживающий агент по сделке — один из контрагентов в сделке секьюритизации, ответственный за мониторинг, уменьшение потерь и поддержание кредитного качества активов в портфеле задолженности (кредитов), являющемся обеспечением выпуска рейтингуемых облигаций. Обслуживающий агент по сделке действует как лицо, уполномоченное эмитентом, и отвечает за выполнение обязанностей (в рамках прав) указанных в документации по сделке.
2.17. Ожидаемый кредитный рейтинг — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица (специализированного общества) исполнить обязательства по конкретным выпускаемым им долговым финансовым инструментам, в том числе инструментам и обязательствам структурированного финансирования, выраженное с использованием рейтинговой категории по определенной рейтинговой шкале, сделанное на основе проектов эмиссионной документации и ожидаемых условий эмиссии. Ожидаемый кредитный рейтинг может присваиваться при необходимости как один из этапов подготовки Кредитного рейтинга. Процесс присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга идентичен процессу присвоения Кредитного рейтинга.
2.18. Организатор сделки — инвестиционный банк (иное юридическое лицо), осуществляющий структурирование сделки и обеспечивающий подготовительную, посредническую и организационную работу по сделке.
2.19. Первый рейтинговый аналитик — Ведущий рейтинговый аналитик в отношении конкретного Кредитного рейтинга.
2.20. Пресс-релиз — информационное сообщение АКРА, содержащее краткую информацию о совершенных Рейтинговых действиях или иную информацию, раскрываемую АКРА.
2.21. Прогноз по кредитному рейтингу — мнение АКРА о вероятном изменении Кредитного рейтинга в течение определенного временного интервала (обычно от 12 до 18 месяцев). Прогноз по кредитному рейтингу не присваивается Кредитным рейтингам инструментов и обязательств структурированного финансирования, а также Кредитным рейтингам финансового обязательства.
2.22. Публикации АКРА — Пресс-релизы и рейтинговые отчеты, а также отраслевые и макроэкономические исследования и прогнозы по одному или нескольким Рейтингуемым лицам (эмитентам) или видам кредитной задолженности, публикуемые на официальном сайте АКРА.
2.23. Расчетная модель — частично или полностью автоматизированное решение, реализующее расчет Кредитного рейтинга в соответствии с утвержденной Методологией на основе данных в отношении объекта Кредитного рейтинга и другой информации.
2.24. Рейтинговая встреча — общение в формате конференции (в т. ч. очная встреча) с участием работников АКРА и обязательным участием Первого рейтингового аналитика или Второго рейтингового аналитика (в случае невозможности выполнения Первым рейтинговым аналитиком своих обязанностей), с одной стороны, и работников Рейтингуемого лица (эмитента, организатора сделки), а также руководства, акционеров и консультантов Рейтингуемого лица (эмитента, организатора сделки) — при применимости, с другой стороны.
2.25. Рейтинговый аналитик — работник Аналитического блока АКРА, который осуществляет аналитические функции, необходимые для осуществления Рейтинговых действий.
2.26. Рейтинговые действия — любое из перечисленных событий, производимых в отношении Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу: подготовка, присвоение, подтверждение, пересмотр или отзыв.
2.27. Рейтинговый анализ — совокупность действий Рейтинговых аналитиков, определенных внутренними документами АКРА, по взаимодействию с Рейтингуемым лицом (эмитентом, организатором сделки) (в т. ч. проведение Рейтинговых встреч), подготовке материалов для Рейтингового комитета, включающих необходимый количественный и качественный анализ всей имеющейся в распоряжении АКРА информации в отношении Рейтингуемого лица (эмитента) и рейтингуемой кредитной задолженности, которая, по мнению АКРА, может влиять на присваиваемый с использованием Методологии Кредитный рейтинг, а также инициирование проведения Рейтингового комитета для осуществления Рейтинговых действий.
2.28. Рейтинговая деятельность — профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, состоящая в совокупности из подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра, отзыва Кредитных рейтингов и Прогнозов по кредитным рейтингам на основе анализа информации в соответствии с Методологией и сопровождающаяся распространением информации о присвоенных Кредитных рейтингах и Прогнозах по кредитным рейтингам любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц.
2.29. Рейтинговый процесс — совокупность операций, предпринятых в рамках обеспечения Рейтинговой деятельности, в том числе: отбор и назначение Рейтинговых аналитиков на выполнение Рейтингового анализа, осуществление Рейтингового анализа, проведение Рейтингового комитета и принятие им решения об осуществлении Рейтинговых действий, взаимодействие с Рейтингуемым лицом (эмитентом) или его представителями и, в соответствующих случаях, публикация Кредитного рейтинга на интернет-сайте АКРА.
2.30. Рейтингуемое лицо — юридическое лицо или публично-правовое образование, способность и намерение исполнять принятые на себя финансовые обязательства которых (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) прямо или косвенно оценена в Кредитном рейтинге.
2.31. Служба комплаенса и внутреннего контроля (СКиВК) — подразделение АКРА, являющееся органом внутреннего контроля АКРА и выполняющее функции внутреннего контроля в соответствии с Законом о рейтинговых агентствах и подзаконными актами Банка России.
2.32. Cуверенный кредитный рейтинг — Кредитный рейтинг, объектом которого являются Российская Федерация или иностранное государство, субъект Российской Федерации или административно-территориальная единица иностранного государства, орган государственной власти Российской Федерации или иностранного государства, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы иностранного государства либо орган местного самоуправления Российской Федерации или иностранного государства, союз государств, международная финансовая организация и/или их отдельные финансовые обязательства или финансовые инструменты.
3. Источники информации и работа с информацией
3.1. АКРА осуществляет Рейтинговые действия только при условии достаточности, по мнению АКРА, информации для проведения необходимых этапов Рейтингового анализа. В ходе Рейтингового анализа АКРА может использовать различные источники информации, включая, но не ограничиваясь:
3.1.1. Информацию, предоставляемую Рейтингуемым лицом (эмитентом):финансовая отчетность Рейтингуемого лица (эмитента) и компаний Группы по МСФО или US GAAP с аудиторским заключением и примечаниями за последние три завершившихся финансовых года;
квартальная и полугодовая отчетность Рейтингуемого лица (эмитента) и компаний Группы по МСФО или US GAAP с аудиторским заключением и примечаниями за последний отчетный период и сопоставимые предыдущие периоды (при наличии);
финансовая отчетность Рейтингуемого лица (эмитента) и компаний Группы по РСБУ;
заполненные Рейтингуемым лицом (эмитентом) анкеты по форме АКРА;
информационно-аналитические материалы управлений (министерств) социально-экономического развития регионов, финансов и иных профильных подразделений;
данные управленческой отчетности;
Другие формы обязательной отчетности, в т. ч. составленные в соответствии с нормативными актами Банка России;
выписки из долговых книг и графики погашения долга;
договорная документация по кредитным соглашениям;
эмиссионная документация по выпускам ценных бумаг;
отчеты об исполнении бюджета субъекта РФ или органа местного самоуправления за последние три календарных года, в т. ч. промежуточные отчеты;
ежеквартальные отчеты эмитента ценных бумаг;
публикации Рейтингуемого лица (эмитента) (пресс-релизы, презентации для инвесторов);
информация, предоставленная в течение Рейтинговой встречи в письменном и устном виде;
финансовая и операционная модель Рейтингуемого лица (эмитента);
внутренние документы, определяющие план развития Рейтингуемого лица (эмитента);
другая информация, переданная в ходе Рейтингового процесса Рейтингуемым лицом (эмитентом), в том числе ответы на вопросы АКРА, комфортные / гарантийные письма, табличные данные и презентации.
3.1.2. Информацию из открытых источников:
данные государственной статистики;
федеральные законы и другие нормативные акты;
публикации Банка России;
средства массовой информации;
другие источники, предоставляющие, по мнению АКРА, существенную информацию для проведения Рейтингового анализа.
3.1.3. Внутреннюю информацию АКРА:
данные проведенного ранее Рейтингового анализа (является обязательным условием при проведении повторных Рейтинговых действий в отношении Рейтингуемого лица);
присвоенные АКРА кредитные оценки, а также материалы, оформленные для целей использования в рейтинговом анализе, подтверждающие экспертное мнение профильных Аналитических групп, в соответствии с применяемой Методологией;
агрегированные финансовые и операционные показатели от других Рейтингуемых лиц (эмитентов) с учетом аналитических корректировок;
макроэкономические и отраслевые прогнозы внутренних подразделений АКРА.
3.2. При присвоении Кредитных рейтингов инструментов и обязательств структурированного финансирования также запрашиваются следующие виды информации:
полная информация по портфелю;
совокупная контрактная информация по анализируемой сделке;
историческая информация по портфелю подобных активов (кредитов и других финансовых обязательств), ранее выданных заимодателем активов в секьюритизируемом портфеле;
информация о заимодателе-кредиторе — обслуживающем агенте (сервисере).
3.3. На всех этапах Рейтингового анализа Рейтинговый аналитик может выявить отсутствие достаточной информации для проведения Рейтингового анализа, позволяющего составить мнение АКРА о кредитоспособности / финансовой надежности / финансовой устойчивости Рейтингуемого лица или способности эмитента (специализированного общества) исполнять свои финансовые обязательства. В таком случае АКРА отказывается от присвоения Кредитного рейтинга и/или Прогноза по кредитному рейтингу или отзывает присвоенный Кредитный рейтинг и/или Прогноз по кредитному рейтингу.
3.3.1. Выявление недостаточности или недостоверности информации для проведения Рейтингового анализа является основанием для отказа в предоставлении рейтинговых услуг. Соответствующее письмо с объяснением причин невозможности присвоения Кредитного рейтинга направляется Рейтингуемому лицу (эмитенту) и/или их уполномоченным представителям в электронной форме (при необходимости — на бумажном носителе) за подписью руководителя Аналитической группы. Копии писем направляются в Дирекцию по работе с клиентами и развитию бизнеса и СКиВК.
3.4. АКРА оставляет за собой право не согласиться с мнением аудитора или менеджмента Рейтингуемого лица (эмитента) в отношении сведений, предоставленных АКРА в управленческой информации или аудированной отчетности. В случае принятия такого решения оно подлежит документированию в протоколе Рейтингового комитета с указанием его причин.
3.5. АКРА уделяет внимание независимым юридическим оценкам (т. н. legal opinion), предоставляемым Рейтингуемым лицом (эмитентом) и/или их уполномоченными представителями для проведения Рейтингового анализа, в случае если АКРА не имеет возможности в достаточной степени оценить отдельные юридические аспекты в ходе Рейтингового анализа. Вместе с тем АКРА оставляет за собой право учета независимых юридических оценок в Рейтинговом анализе.
3.6. Ведущие рейтинговые аналитики прикладывают разумные усилия для определения достоверности информации, используемой в Рейтинговом анализе. Недостоверная, по мнению Ведущих рейтинговых аналитиков, информация не используется в Рейтинговом анализе вне зависимости от источника данной информации.
4. Принципы использования Расчетных моделей
4.1. АКРА используются следующие принципы применения Расчетных моделей:
4.1.1. Рейтинговое действие осуществляется с применением актуальной на момент его совершения Методологии и Расчетной модели. Дата начала обязательного применения Расчетной модели, как правило, указывается в протоколе Методологического комитета при ее утверждении. При отсутствии даты начала обязательного применения Расчетной модели датой начала применения Расчетной модели является день, следующий за днем проведения соответствующего Методологического комитета; после указанной даты применяется утвержденная Расчетная модель. В период с момента утверждения Расчетной модели до даты начала обязательного применения допускается применение предыдущей версии Расчетной модели, если требование о необходимости использования утвержденной Расчетной модели приводит к нарушению сроков Рейтингового процесса.
4.1.2. Внесение любых изменений структуры и формул в Расчетную модель, а также использование полей (ячейки) модели для целей, не заложенных в логику работы поля, возможно в исключительных случаях по согласованию с Методологической группой.
4.1.3. В случае применения аналитических корректировок Ведущий рейтинговый аналитик обеспечивает внесение комментариев в Расчетную модель с пояснением корректировок с целью прозрачности и обеспечения преемственности. Второй рейтинговый аналитик обязан понимать сущность применяемых корректировок и осуществляет их проверку. Аналитические корректировки подлежат явному раскрытию и пояснению на Рейтинговом комитете.
5. Первичное присвоение Кредитного рейтинга
5.1. Первичное присвоение Кредитного рейтинга осуществляется по инициативе Рейтингуемого лица (эмитента) или Организатора сделки. Исключением может являться ситуация, когда АКРА присваивает Незапрошенный рейтинг.
5.2. В ходе первичного присвоения Кредитного рейтинга руководитель Аналитической группы получает от Дирекции по работе с клиентами и развитию бизнеса запрос на первичное присвоение Кредитного рейтинга, верифицирует указанный в запросе вид Объекта рейтинга, определяет команду для Рейтингового анализа, устанавливает целевые сроки для его проведения и ориентировочную дату Рейтингового комитета.
5.3. Назначение команды для Рейтингового анализа производится с учетом следующих требований:
5.3.1. При присвоении Базового кредитного рейтинга руководитель Аналитической группы назначает для взаимодействия с Рейтингуемым лицом и проведения Рейтингового анализа Первого рейтингового аналитика и Второго рейтингового аналитика.
5.3.2. При присвоении Кредитных рейтингов инструментам и обязательствам структурированного финансирования в зависимости от сложности и параметров анализируемой сделки руководитель профильной Аналитической группы назначает Первого рейтингового аналитика и аналитическую команду для поддержки проводимого Рейтингового анализа, куда могут входить Рейтинговый аналитик, специализирующийся на использовании рейтинговых моделей и математическом анализе, специалист по юридическому анализу и документации сделки и иные Рейтинговые аналитики при необходимости.
5.3.3. Назначение Ведущих рейтинговых аналитиков и аналитической команды, поддерживающей Рейтинговый анализ, проводится с учетом требований Политики АКРА по управлению Конфликтами интересов.
5.4. Ведущий рейтинговый аналитик осуществляет проверку применимости Методологии к объекту Рейтингового действия до начала Рейтингового анализа. При неоднозначной трактовке Методологии в отношении отдельных аспектов Ведущий аналитик подтверждает интерпретацию у работников Методологической группы.
5.5. При проведении Рейтингового анализа на основании имеющихся источников информации и информации, полученной от Рейтингуемого лица (эмитента), Организатора сделки и/или их уполномоченных представителей, в т. ч. в ходе Рейтинговой встречи, Первый рейтинговый аналитик осуществляет анализ Рейтингуемого лица (рейтингуемого инструмента, сделки) на основании Методологий АКРА.
5.5.1. Проведение Рейтингового анализа при присвоении Базовых кредитных рейтингов включает количественный и качественный анализ финансово-хозяйственной деятельности Рейтингуемого лица, а также анализ внешних и внутренних факторов риска, которые могут повлиять на кредитоспособность / финансовую надежность / финансовую устойчивость Рейтингуемого лица. Рейтинговые аналитики могут использовать внутренние финансовые модели АКРА для построения прогноза финансового состояния Рейтингуемых лиц.
5.5.2. Одним из элементов Рейтингового анализа при присвоении Базовых кредитных рейтингов эмитентов является сравнительный анализ с сопоставимыми Рейтингуемыми лицами. В ходе сравнительного анализа АКРА использует имеющиеся в распоряжении материалы по Кредитным рейтингам других Рейтингуемых лиц.
5.5.3. При присвоении Кредитных рейтингов инструментам и обязательствам структурированного финансирования Рейтинговые аналитики с использованием качественных и вычислительных методов и моделей АКРА анализируют состав активов, обеспечивающих сделку, параметры структуры сделки, порядок распределения наличности и иные факторы, способные оказать влияние на уровень присваиваемого рейтинга.
5.5.4. Методологии АКРА не являются исчерпывающими документами с точки зрения учета всех факторов риска, так как разрабатываются для применимости к широкому кругу Рейтингуемых лиц (рейтингуемых инструментов, сделок). Рейтинговые аналитики обязаны проводить фундаментальный анализ Рейтингуемого лица (рейтингуемого инструмента, сделки) и вправе учитывать вместе с ключевыми факторами, указанными в Методологии, иные дополнительные факторы риска, применимые к конкретному Рейтингуемому лицу (рейтингуемому инструменту, сделке). При этом не допускается проведение Рейтингового анализа исключительно на основе факторов, отсутствующих в Методологии.
5.5.5. Информация о результатах основных этапов анализа и сделанных по итогам данного анализа выводах должна быть отражена в материалах для Рейтингового комитета
5.6. По мере готовности материалов для Рейтингового комитета Ведущий рейтинговый аналитик инициирует проведение Рейтингового комитета в соответствии с Положением о Рейтинговом комитете АКРА. Рейтинговый комитет осуществляет первичное присвоение Кредитного рейтинга.
5.6.1. При осуществлении Рейтингового анализа Первый рейтинговый аналитик имеет право предоставлять Рейтингуемому лицу (эмитенту) и Организатору сделки информацию об ожидаемом диапазоне дат проведения Рейтингового комитета. Вместе с тем по внутренним причинам АКРА даты проведения Рейтинговых комитетов могут меняться без предварительного уведомления Рейтингуемого лица (эмитента, агента по сделке), однако дата проведения Рейтингового комитета не должна превышать установленный договором с Рейтингуемым лицом (эмитентом) срок.
5.7. Информирование Рейтингуемого лица (эмитента) и Организатора сделки о присвоенном Кредитном рейтинге и раскрытие информации производится с учетом требований Положения о Рейтинговом комитете и Порядка раскрытия кредитных рейтингов и других связанных с ними сообщений. В целях устранения фактических ошибок и исключения конфиденциальной информации перед раскрытием Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу АКРА направляет Рейтингуемому лицу (эмитенту) и Организатору сделки уведомление, содержащее проект рейтингового Пресс-релиза. Направление уведомления осуществляется Агентством в рабочие часы Рейтингуемого лица (эмитента) и Организатора сделки не позднее чем за один рабочий день до раскрытия Кредитного рейтинга или прогноза по Кредитному рейтингу. Сроки, устанавливаемые Агентством для ознакомления с проектом рейтингового Пресс-релиза, определяются «Порядком раскрытия кредитных рейтингов и других связанных с ними сообщений».
5.7.1. Рейтинговый комитет рассматривает внешние и внутренние Апелляции на произведенные Рейтинговые действия в соответствии с порядком, предусмотренным «Положением о Рейтинговом комитете».
5.8. Руководитель Аналитической группы может принять решение о проведении анализа Рейтингуемого лица для первичного присвоения Незапрошенного кредитного рейтинга.
5.8.1. При поступлении запроса на присвоение Незапрошенного кредитного рейтинга со стороны Дирекции по работе с клиентами и развитию бизнеса руководитель Аналитической группы совместно с Методологической группой осуществляют оценку возможности проведения Рейтингового анализа на основании имеющейся в распоряжении АКРА публичной информации с использованием утвержденных Методологий. В случае если руководитель Аналитической группы считает проведение Рейтингового анализа невозможным, отказ с указанием причины невозможности проведения Рейтингового анализа направляется руководителем Аналитической группы в Дирекцию по работе с клиентами и развитию бизнеса.
5.8.2. Рейтинговый анализ при присвоении Незапрошенного кредитного рейтинга осуществляется по аналогии с Рейтинговым анализом при первичном присвоении Кредитного рейтинга с учетом допустимых, по мнению Аналитической группы, отклонений от применяемой Методологии.
5.8.3. Рейтингуемое лицо, которому был присвоен Незапрошенный кредитный рейтинг, может участвовать в Рейтинговом процессе и осуществлять взаимодействие с Аналитической группой, проводящей анализ, для целей предоставления дополнительной информации и материалов.
5.8.4. В случае если Рейтингуемое лицо с Незапрошенным кредитным рейтингом заключает договор с АКРА, Дирекция по работе с клиентами и развитию бизнеса передает руководителю Аналитической группы запрос на присвоение Кредитного рейтинга. Рейтинговый процесс в таком случае осуществляется в следующем порядке: 1) в случае если на дату присвоения Кредитного рейтинга Незапрошенный кредитный рейтинг был отозван в соответствии с п. 9.1 настоящего документа — по аналогии с первичным присвоением Кредитного рейтинга; 2) в случае если на дату присвоения Кредитного рейтинга Незапрошенный кредитный рейтинг не был отозван в соответствии с п. 9.1 настоящего документа — по аналогии с поддержанием Кредитного рейтинга (подтверждение / пересмотр) с учетом информации, использованной ранее АКРА для присвоения Незапрошенного рейтинга.
6. Поддержание Кредитных рейтингов
6.1. АКРА производит пересмотр Кредитных рейтингов не позднее чем через один год (182 дня для Суверенных кредитных рейтингов) с даты последнего Рейтингового действия.
6.2. Для поддержания актуальности Кредитных рейтингов АКРА осуществляет постоянный мониторинг используемых публичных источников информации, а также получаемую от Рейтингуемого лица (эмитента) и Обслуживающего агента по сделке информацию.
6.3. В ходе поддержания Кредитных рейтингов АКРА осуществляет Рейтинговые действия в соответствии с требованиями Закона о рейтинговых агентствах и требованиями внутренних документов АКРА, но не реже сроков, указанных в п. 6.1 настоящего документа, при этом на частоту осуществления Рейтинговых действий могут влиять:
6.3.1. появление новой информации, имеющей отношение к Рейтингуемому лицу (рейтингуемому инструменту, сделке);
6.3.2. изменения в законодательстве Российской Федерации;
6.3.3. макроэкономические и отраслевые изменения, влияющие на отдельные группы Рейтингуемых лиц (рейтингуемых инструментов, сделок);
6.3.4. изменения в Методологиях и других внутренних документах АКРА;
6.3.5. обращения СКиВК;
6.3.6. идентификация Ведущим рейтинговым аналитиком ошибок, допущенных в ходе Рейтингового процесса, в т. ч. связанных с применением Методологии, способных повлиять на результат Рейтингового анализа.
6.4. При поддержании Базовых кредитных рейтингов Ведущие рейтинговые аналитики ведут анализ всей имеющейся в их распоряжении информации на предмет возможного влияния на кредитоспособность / финансовую надежность / финансовую устойчивость Рейтингуемого лица. Поддержание Кредитных рейтингов инструментов и обязательств структурированного финансирования осуществляется Ведущим аналитиком путем анализа состава активов, обеспечивающих сделку, а также всей имеющейся в его распоряжении информации на предмет возможного влияния на уровень присвоенного рейтинга.
6.4.1. Ведущий рейтинговый аналитик вправе инициировать внеочередное заседание Рейтингового комитета для принятия решений в отношении присвоенного Кредитного рейтинга в любое время в случае поступления информации, которая, по мнению Ведущего рейтингового аналитика, может повлиять на уровень присвоенного Кредитного рейтинга.
6.4.2. Рейтинговый анализ по поддерживаемым Кредитным рейтингам проводится в соответствии с Методологиями АКРА, применимыми к соответствующему типу Рейтингуемого лица (рейтингуемого инструмента, сделки) и использованием как новой информации, так и информации проведенного ранее анализа, имеющей отношение к Рейтингуемому лицу (рейтингуемому инструменту, сделке).
6.5. Информирование Рейтингуемого лица (эмитента) и Обслуживающего агента по сделке и раскрытие информации производится аналогично порядку, указанному в п. 5.7. настоящего документа.
6.5.1. Информация об учтенных комментариях по проектам Публикаций фиксируется Ведущим рейтинговым аналитиком по Рейтингуемому лицу. В случае если Рейтингуемое лицо исключило из текста Пресс-релиза информацию, которая, по мнению Ведущих рейтинговых аналитиков, не является фактической ошибкой или конфиденциальной информацией, информация об этом доводится до СКиВК. В целях соблюдения требований законодательства РФ, нормативных документов Банка России, а также внутренних документов АКРА дальнейшее урегулирование ситуации с Рейтингуемым лицом осуществляется с участием СКиВК.
6.6. Руководитель Аналитической группы может инициировать проведение внеочередного Рейтингового комитета по рекомендации СКиВК или Методологической группы (при изменениях в Методологиях и других внутренних документах АКРА).
6.7. АКРА разрабатывает отдельные нормативные документы, регламентирующие выполнение контрольных процедур в рамках мониторинга, осуществляемого в процессе поддержания Кредитных рейтингов.
7. Присвоение Кредитных рейтингов отдельным выпускам долговых обязательств
7.1. АКРА может присваивать Базовые кредитные рейтинги отдельным выпускам долговых обязательств Рейтингуемых лиц и некоторых компаний Группы (Кредитные рейтинги финансовых обязательств).
7.1.1. В большинстве случаев АКРА присваивает Кредитные рейтинги финансовых обязательств только долговым обязательствам Рейтингуемых лиц АКРА. Возможность присвоения Кредитных рейтингов финансовых обязательств выпускам долговых обязательств компаний Группы, не имеющих Кредитного рейтинга АКРА, определяется руководителем Аналитической группы при нецелесообразности присвоения Кредитного рейтинга Рейтингуемому лицу (в частности, при отсутствии у него финансово-хозяйственной деятельности).
7.2. Специфика Рейтингового анализа при присвоении Кредитных рейтингов финансовых обязательств, выпущенных различными типами Рейтингуемых лиц, описана в соответствующих Методологиях АКРА.
7.3. Присвоение Кредитных рейтингов финансовых обязательств осуществляется на основании финальной эмиссионной документации, переданной АКРА.
7.3.1. АКРА может осуществлять присвоение Ожидаемых кредитных рейтингов финансовых обязательств, основываясь на проектах эмиссионной документации и ожидаемых условиях выпуска.
7.3.2. Присвоение, а также другие Рейтинговые действия в отношении Кредитных рейтингов финансовых обязательств и Ожидаемых кредитных рейтингов финансовых обязательств могут осуществляться одновременно с Рейтинговыми действиями в отношении Кредитного рейтинга Рейтингуемого лица.
7.3.3. В случае если с момента присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга финансового обязательства в распоряжении АКРА оказалась информация, которая может повлиять на кредитоспособность Рейтингуемого лица, Рейтинговый комитет может принять решение о присвоении Кредитного рейтинга финансового обязательства, отличного от Ожидаемого кредитного рейтинга финансового обязательства.
8. Присвоение Кредитных рейтингов инструментам и обязательствам структурированного финансирования
8.1. АКРА может присваивать Кредитные рейтинги выпускам облигаций (траншам), обеспеченным имущественными правами требования по кредитным договорам, договорам займа и/или иным обязательствам.
8.2. Как правило, перед присвоением Кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования АКРА присваивает соответствующий ему Ожидаемый кредитный рейтинг.
8.2.1. Присвоение Ожидаемого кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования осуществляется на основании анализа проспекта эмиссии, ранних версий документации и юридических заключений по сделке и информации о портфеле обеспечения. При этом Рейтинговые аналитики взаимодействуют с Организатором по сделке, юридическим консультантом и, если необходимо, делают соответствующие запросы регулятору.
8.2.2. Присвоение Ожидаемого кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования возможно только при наличии у Ведущего рейтингового аналитика обоснованной уверенности в готовности сделки к планируемой эмиссии и наличии документального подтверждения данной информации от Организатора сделки.
8.2.3. Факторами, свидетельствующими о подготовке сделки (помимо прочего), могут являться наличие в портфеле обеспечения достаточного количества активов, уже выданных оригинатором (заимодателем), которые могут быть (или уже были) уступлены заимодателем в пользу специализированного общества, а также фактически проводимая Организатором сделки работа по подготовке контрактной документации.
8.3. В ходе Рейтингового анализа сделки структурированного финансирования Ведущий рейтинговый аналитик может не более трех раз сообщать эмитенту (или Организатору по сделке) свои оценки относительно каждого из следующих компонентов:
средней вероятности дефолта по секьюритизируемому портфелю, обеспечивающему выпуск рейтингуемых инструментов;
среднему уровню возмещения по секьюритизируемому портфелю, обеспечивающему выпуск рейтингуемых инструментов;
максимально достижимому рейтингу по рейтингуемому инструменту с учетом параметров сделки, предложенных эмитентом или Организатором по сделке;
в случае эмиссии облигаций двух и более выпусков минимальный размер субординированных облигаций и других форм кредитной поддержки, необходимых для достижения определенного целевого уровня рейтинга по каждому выпуску рейтингуемых облигаций.
Контроль соблюдения вышеуказанного требования осуществляет руководитель профильной Аналитической группы.
При необходимости дополнительного информирования эмитента (или Организатора по сделке) относительно оценок компонентов информация может передаваться только по согласованию с СКиВК.
Форма кредитной поддержки и целевого уровня Кредитного рейтинга по каждому выпуску рейтингуемых облигаций определяется эмитентом или Организатором по сделке.
8.3.1. Работникам АКРА в общении с любыми третьими лицами запрещено давать какие-либо предложения или рекомендации в отношении деятельности эмитентов, а также аспектов рейтингуемых сделок, которые могут повлиять на Кредитный рейтинг обязательства, включая (но не ограничиваясь) предложения или рекомендации об активах, об обязательствах, о линиях финансирования, о структурировании эмиссий и форме продуктов структурированного финансирования. Работникам АКРА в общении с третьими лицами разрешается обсуждать публичную информацию о ранее присвоенных рейтингах, опубликованные Методологии АКРА и другую информацию, находящуюся в открытом доступе.
8.4. Присвоение Кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования осуществляется по результатам анализа окончательных версий документации и юридических заключений по сделке. Рейтинговые аналитики также принимают во внимание отчеты по портфелю, подготавливаемые аудиторскими компаниями.
8.4.1. В случае если с момента присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования в распоряжении АКРА оказалась дополнительная информация, влияющая на соответствующий итоговый Кредитный рейтинг, Рейтинговый комитет может принять решение о присвоении Кредитного рейтинга инструменту / обязательству структурированного финансирования, отличного от присвоенного Ожидаемого кредитного рейтинга.
9. Отзыв Кредитных рейтингов
9.1. АКРА может отзывать Кредитные рейтинги как по собственной инициативе, так и по инициативе Рейтингуемого лица (эмитента) в одном из следующих случаев:
9.1.1. Недостаточность, по мнению АКРА, информации для поддержания Кредитного рейтинга АКРА.
9.1.2. Инициатива Рейтингуемого лица (эмитента) более не участвовать в Рейтинговом процессе.
9.1.3. Ликвидация и реорганизация в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования Рейтингуемого лица (эмитента).
9.1.4. Отзыв лицензии на осуществление основного вида деятельности Рейтингуемого лица (эмитента).
9.1.5. Смена структуры собственности Рейтингуемого лица (эмитента), делающая поддержание Кредитного рейтинга нецелесообразным.
9.1.6. Наступление срока погашения отдельных финансовых обязательств Рейтингуемого лица (эмитента).
9.1.7. Истечение периода присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга финансовым инструментам, если в течение данного периода им не был присвоен Кредитный рейтинг1.
9.1.8. Неаналитические причины, связанные с договорными отношениями с Рейтингуемым лицом (эмитентом), в т. ч. окончание действия договора об оказании рейтинговых услуг или его расторжение.
9.2. В случае если Ведущий рейтинговый аналитик получает информацию о наступлении одного из случаев, описанных в пп. 9.1.1–9.1.7, он инициирует заседание Рейтингового комитета в соответствии с Положением о Рейтинговом комитете АКРА, с вынесением вопроса о необходимости или целесообразности отзыва одного или нескольких Кредитных рейтингов.
9.3. В случае если Ведущий рейтинговый аналитик получает информацию о начале процедур, указанных в п. 9.1.3, для обеспечения своевременности отзыва Кредитного рейтинга по данному вопросу осуществляется мониторинг следующих информационных ресурсов: «Вестник государственной регистрации», интернет-сайт Банка России и интернет-сайт Рейтингуемого лица на предмет публикации информации о реорганизации или ликвидации Рейтингуемого лица.
9.4. В случае публикации на указанных в п. 9.3 информационных ресурсах информации о завершении реорганизации или ликвидации Рейтингуемого лица (п. 9.1.3) Кредитный рейтинг отзывается не позднее одного рабочего дня с даты реорганизации или ликвидации Рейтингуемого лица.
9.5. Инициация отзыва Кредитного рейтинга по неаналитическим причинам (п. 9.1.8) осуществляется руководителем Аналитической группы после получения информации от Дирекции по работе с клиентами и развитию бизнеса об окончании действия договора на оказание рейтинговых услуг, его расторжении или о других неаналитических причинах, связанных с договорными отношениями. При этом не допускается передача какой-либо информации, связанной с коммерческой деятельностью АКРА, работникам Аналитического блока. Заседание Рейтингового комитета проводится не позднее даты регуляторного пересмотра Кредитного рейтинга.
9.6. Ведущий аналитик на постоянной основе обязан осуществлять контроль результатов автоматизированного мониторинга официального публичного информационного ресурса на предмет наличия информации о погашении финансовых обязательств Рейтингуемого лица.
9.7. В случае наступления срока погашения отдельных финансовых обязательств (п. 9.1.6) Кредитный рейтинг отзывается не позднее двух рабочих дней с даты размещения на официальном публичном информационном ресурсе информации о факте погашения соответствующего финансового обязательства.
9.8. Отзыв Ожидаемого кредитного рейтинга в соответствии с п. 9.1.7 осуществляется не позднее одного рабочего дня с даты истечения периода присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга.
9.9. АКРА может разрабатывать отдельные процедуры, регламентирующие порядок мониторинга, осуществляемого для своевременности отзыва Кредитных рейтингов.
10. Отзыв (пересмотр) кредитного рейтинга на основании Предписания Банка России
АКРА может осуществить отзыв (пересмотр) Кредитного рейтинга на основании Предписания Банка России об отзыве (пересмотре) кредитного рейтинга, оформленного в порядке, установленном нормативными актами Банка России, в случае если кредитный рейтинг присвоен (пересмотрен, подтвержден) с нарушением требований Закона о рейтинговых агентствах.
11. Взаимодействие с Рейтингуемым лицом
11.1. В ходе осуществления Рейтингового анализа Первый рейтинговый аналитик, а также руководители Аналитических групп, как правило, проводят Рейтинговые встречи с руководством, акционерами и работниками Рейтингуемого лица, а при присвоении и поддержании Кредитного рейтинга инструмента / обязательства структурированного финансирования такие встречи могут быть дополнены контактами с представителями эмитента, Организатора сделки и Обслуживающего агента по сделке.
В ходе Рейтинговой встречи Рейтинговые аналитики АКРА обсуждают с участниками встречи со стороны Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки и Обслуживающего агента по сделке) вопросы, имеющие отношение к проведению Рейтингового анализа.
11.1.1. В ходе Рейтинговой встречи Рейтинговые аналитики могут по согласованию с представителями Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) посещать производственные и другие территории, имеющие отношение к хозяйственной деятельности Рейтингуемого лица, с целью ознакомления с хозяйственной деятельностью Рейтингуемого лица.
11.1.2. Порядок и формат Рейтинговой встречи согласовывается Рейтинговыми аналитиками и участниками со стороны Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке).
11.1.3. Рейтинговая встреча может проводиться в офисе АКРА или в офисе Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке). В исключительных случаях возникновения сложностей с проведением Рейтинговой встречи в физическом присутствии работников АКРА и Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) руководитель группы может принять решение о проведении Рейтинговой встречи в формате конференц-звонка или видеоконференции. Решение о проведении Рейтинговой встречи в формате конференц-звонка или видеоконференции должно быть согласовано с СКиВК.
11.1.4. При невозможности, но целесообразности проведения Рейтинговой встречи в физическом присутствии работников АКРА и Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) руководитель Аналитической группы может принять решение о переносе встречи по мере появления возможности физического присутствия работников АКРА и Рейтингуемого лица. В таком случае до осуществления Рейтинговой встречи Ведущий рейтинговой аналитик может осуществлять отдельные элементы Рейтингового анализа в соответствии с полученной от Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) информацией.
11.1.5. АКРА, как правило, проводит Рейтинговые встречи не реже чем один раз в год. Вместе с тем Рейтинговые аналитики могут инициировать проведение встречи с иной периодичностью, но, как правило, не ранее 90 дней с даты последней Рейтинговой встречи.
11.1.6. В случае если первичное присвоение Кредитного рейтинга было осуществлено без проведения Рейтинговой встречи в физическом присутствии работников АКРА и Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке), руководитель Аналитической группы сообщает СКиВК об этом факте с указанием причин, по которым Кредитный рейтинг был присвоен без проведения Рейтинговой встречи в физическом присутствии работников АКРА и Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке).
11.1.7. В Рейтинговой встрече могут принимать участие рейтинговые консультанты Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке).
11.1.8. В Рейтинговой встрече принимает участие не менее двух Рейтинговых аналитиков АКРА. В исключительных случаях, по согласованию с СКиВК, в Рейтинговой встрече могут участвовать работники Аналитических групп, отличных от Аналитической группы Ведущего рейтингового аналитика.
11.1.9. На Рейтинговых встречах могут присутствовать другие работники АКРА, не являющиеся Рейтинговыми аналитиками (в т. ч. работники Методологической группы АКРА, юридической службы, а также СКиВК).
11.1.10. В Рейтинговых встречах не может участвовать Дирекция по работе с клиентами и развитию бизнеса и подчиненные ей работники АКРА.
11.1.11. Рейтинговые встречи, в т. ч. вне офиса АКРА, являются неотъемлемой частью Рейтингового процесса. В ходе Рейтинговых встреч все работники АКРА руководствуются Кодексом этики и профессионального поведения АКРА, а также другими внутренними документами АКРА.
11.2. Взаимодействие с работниками Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) может осуществляться в ходе Рейтинговых встреч, по телефону, по электронной почте и посредством иных форм электронного взаимодействия. Информация для анализа может также передаваться на физических и электронных носителях в ходе Рейтинговой встречи или в офисе АКРА в ходе других этапов Рейтингового процесса.
11.3. Взаимодействие с Рейтингуемым лицом является важным элементом Рейтингового процесса. С учетом того что Кредитный рейтинг является мнением АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, в факторы оценки часто включаются факторы оценки корпоративного управления и стратегии Рейтингуемого лица. Наиболее эффективно оценить данные факторы позволяет активное участие Рейтингуемого лица в Рейтинговом процессе через своевременные ответы на вопросы АКРА и своевременное предоставление всей необходимой информации для анализа.
11.3.1. При неучастии Рейтингуемого лица в Рейтинговом процессе Первый рейтинговый аналитик проводит оценку достаточности информации для поддержания Кредитного рейтинга Рейтингуемого лица. В случае оценки достаточности информации как неудовлетворительной, проводится Рейтинговый комитет, принимающий решение об отзыве Кредитного рейтинга.
11.4. В Рейтинговом процессе могут принимать участие рейтинговые консультанты Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) при наличии у АКРА подтверждения со стороны Рейтингуемого лица (эмитента, Организатора сделки, Обслуживающего агента по сделке) об их участии в Рейтинговом процессе. В таком случае информация, полученная от рейтинговых консультантов в ходе Рейтингового процесса, рассматривается АКРА как информация, переданная Рейтингуемым лицом (эмитентом, Организатором сделки, Обслуживающим агентом по сделке).
11.5. Результаты Рейтинговой встречи фиксируются в протоколе по форме Приложения 1, который направляется2 по электронной почте уполномоченному представителю Рейтингуемого лица для подтверждения.
11.6. Протоколы рейтинговых встреч хранятся на ИТ-ресурсе профильной Аналитической группы. Ответственным за корректность составления и своевременность размещения протоколов рейтинговых встреч является Ведущий аналитик.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящий документ вступает в силу с момента его утверждения советом директоров АКРА.
12.2. Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящий документ, должны быть письменно задокументированы и согласованы с СКиВК и утверждены советом директоров АКРА.
12.3. Отклонения от требований настоящего документа, приводящие к нарушениям требований нормативных актов Российской Федерации и требований Банка России, не допускаются. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации или подзаконных актов Банка России отдельные пункты настоящего документа вступают с ними в противоречие, данные пункты документа утрачивают свою силу, и до момента внесения изменений в соответствующей части работники АКРА руководствуются законодательством Российской Федерации.
12.4. Работники АКРА обязаны информировать СКиВК обо всех нарушениях требований настоящего документа, а также нарушениях требований нормативных актов Российской Федерации или требований Банка России.
12.5. Настоящий документ и изменения к нему подлежат публикации на официальном сайте АКРА не позднее трех календарных дней с момента их утверждения советом директоров.
12.6. Настоящий документ должен пересматриваться по мере необходимости внесения изменений.
1 Применяется для
Ожидаемых кредитных рейтингов.
2 В
случае незапрошенных рейтингов при наличии возможности.