Type

Regulatory document

1. Общие положения

1.1. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), далее — АКРА, обеспечивает полное, точное, своевременное и понятное для инвесторов и других пользователей Кредитных рейтингов раскрытие всей необходимой информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 №222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон о рейтинговых агентствах), подзаконных актов Банка России, а также Кодекса этики и профессионального поведения АКРА.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ

2.1. АКРА Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество).

2.2. Аналитический блок — совокупность структурных подразделений АКРА, в основные задачи работников которых входит проведение Рейтингового анализа.

2.3. Апелляция — мотивированное несогласие с решением Рейтингового комитета со стороны Рейтингуемого лица (внешняя Апелляция) или члена Рейтингового комитета (внутренняя Апелляция).

2.4. Ведущий рейтинговый аналитик — Рейтинговый аналитик, основные обязанности которого включают в себя взаимодействие с Рейтингуемым лицом в отношении конкретного Кредитного рейтинга, подготовку документов и предложений для Рейтингового комитета в отношении такого Кредитного рейтинга.

2.5. Конфликт интересов — ситуация, при которой интересы (прямые или косвенные) АКРА, его акционеров, Рейтинговых аналитиков, иных работников АКРА и лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, может негативно повлиять на независимость или объективность АКРА (в т.ч. при присвоении Кредитных рейтингов или Прогнозов по кредитным рейтингам), а также повлечь иные негативные последствия для пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, АКРА, работников АКРА и/или Рейтингуемых лиц.

2.6. Кредитный рейтинг — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и/или о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

2.7. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования— мнение АКРА о вероятности и величине потерь по рейтингуемым обязательствам специализированного общества (или подобных эмитентов и Рейтингуемых лиц), которые зависят от способности специализированного общества исполнять свои финансовые обязательства, обеспеченные залогом денежных требований и/или залогом иного имущества, принадлежащего этому специализированному обществу и/или третьим лицам. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования является видом Кредитного рейтинга.

2.8. Методология (Рейтинговая методология) — внутренний документ АКРА, определяющий принципы и формы анализа количественных и качественных факторов и применения моделей и ключевых рейтинговых предположений, на основании которых принимается решение о Рейтинговом действии.

2.9. Незапрошенный кредитный рейтинг — Кредитный рейтинг,  присвоенный АКРА без заключения договора с Рейтингуемым лицом.

2.10. Объект рейтинга — Рейтингуемое лицо и/или его финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) или финансовые инструменты.

2.11. Ожидаемый кредитный рейтинг мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица (специализированного общества) исполнить обязательства по конкретным выпускаемым им долговым финансовым инструментам, в том числе инструментам и обязательствам структурированного финансирования, выраженное с использованием рейтинговой категории по определенной рейтинговой шкале, сделанное на основе проектов эмиссионной документации и ожидаемых условий эмиссии. Ожидаемый кредитный рейтинг может присваиваться при необходимости как один из этапов подготовки Кредитного рейтинга. Процесс присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга идентичен процессу присвоения Кредитного рейтинга.

2.12. Пресс-релиз — информационное сообщение АКРА, содержащее краткую информацию о совершенных Рейтинговых действиях или иную информацию, раскрываемую АКРА.

2.13. Прогноз по кредитному рейтингу — мнение АКРА о вероятном изменении Кредитного рейтинга в течение определенного временного интервала (обычно от 12 до 18 месяцев). Прогноз по кредитному рейтингу не присваивается кредитным рейтингам инструментов и обязательств структурированного финансирования, а также кредитным рейтингам финансового обязательства.

2.14. Публикация размещение информации на официальном сайте АКРА www.acra-ratings.ru.

2.15. Рейтинговый анализ совокупность действий, определенных внутренними документами АКРА, Рейтинговых аналитиков по взаимодействию с Рейтингуемым лицом (эмитентом, организатором сделки) (в т.ч. проведение рейтинговых встреч), подготовка материалов для Рейтингового комитета, включающих необходимый количественный и качественный анализ всей имеющейся в распоряжении АКРА информации в отношении Объекта рейтинга, которая, по мнению АКРА, может влиять на присваиваемый с использованием Методологии Кредитный рейтинг, а также инициирование проведения Рейтингового комитета для осуществления Рейтинговых действий.

2.16. Рейтинговый аналитик — работник Аналитического блока, который осуществляет аналитические функции, необходимые для осуществления Рейтинговых действий.

2.17. Рейтинговое действие любое из перечисленных событий, производимых в отношении Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу: подготовка, присвоение, подтверждение, пересмотр или отзыв.

2.18. Рейтинговый комитет — группа Рейтинговых аналитиков, включая председателя Рейтингового комитета, принимающая решения о Рейтинговых действиях.

2.19. Рейтингуемое лицо юридическое лицо или публично-правовое образование, способность исполнять принятые на себя финансовые обязательства которых (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) прямо или косвенно оценена в Кредитном рейтинге.

2.20. Рейтинговый процесс — совокупность операций, предпринятых в рамках обеспечения Рейтинговой деятельности, в том числе: отбор и назначение Рейтинговых аналитиков для выполнения Рейтингового анализа, выполнение Рейтингового анализа, проведение Рейтингового комитета и принятие им решения об осуществлении Рейтинговых действий, взаимодействие с Рейтингуемым лицом/эмитентом или его представителями и, в соответствующих случаях, публикация Кредитного рейтинга на официальном сайте АКРА.

2.21. Служба комплаенса и внутреннего контроля (СКиВК) — подразделение АКРА, являющееся органом внутреннего контроля АКРА и выполняющее функции внутреннего контроля в соответствии с Законом о рейтинговых агентствах и подзаконными актами Банка России.

2.22. Суверенный кредитный рейтинг Кредитный рейтинг, объектом которого являются Российская Федерация или иностранное государство, субъект Российской Федерации или административно-территориальная единица иностранного государства, орган государственной власти Российской Федерации или иностранного государства, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы иностранного государства, орган местного самоуправления Российской Федерации или иностранного государства, союз государств, международная финансовая организация и/или их отдельные финансовые обязательства или финансовые инструменты.

3. СОСТАВ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОРЕЗУЛЬТАТАМ РЕЙТИНГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

3.1. АКРА раскрывает информацию по результатам совершения Рейтинговых действий через Публикацию Пресс-релиза. В заключении по присвоению или изменению Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) указываются:

   3.1.1. даты первого и последнего опубликования Кредитного рейтинга;

   3.1.2. Прогноз по кредитному рейтингу (при наличии);

   3.1.3. период, в течение которого ожидается пересмотр Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);

   3.1.4. шкала, используемая при присвоении Кредитного рейтинга (международная / национальная);

   3.1.5. обоснование Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);

   3.1.6. ссылка на Методологии, которые применялись при определении данного Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);

  3.1.7. все существенные источники информации, включая Рейтингуемое лицо; в отдельных случаях АКРА может указывать и иные источники информации, которые использовались при анализе, если, по мнению АКРА, данное раскрытие приведет к большей прозрачности аналитических выводов для инвесторов / пользователей Кредитных рейтингов АКРА.  При наличии фактов существенного отклонения информации от данных, присутствующих в официально опубликованной финансовой отчетности соответствующего Рейтингуемого лица / эмитента, данные факты также подлежат раскрытию;

   3.1.8. факт участия или неучастия в Рейтинговом процессе Рейтингуемого лица/эмитента или лиц, осуществляющих над ними контроль или оказывающих на них значительное влияние;

   3.1.9. факт первичного присвоения Кредитного рейтинга, если Кредитный рейтинг присваивается впервые в отношении данного Рейтингуемого лица/обязательства;

   3.1.10. факт оказания Рейтингуемому лицу/эмитенту дополнительных услуг со стороны АКРА, если такие услуги оказывались;

   3.1.11. имеющиеся ограничения Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении АКРА информации об Объекте рейтинга;

   3.1.12. факт отступления от применяемой методологии с указанием причины такого отступления, если такие отступления имели место при присвоении Кредитного рейтинга;

   3.1.13. в случае присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга дополнительно к информации, указанной в п.п. 3.1.1-3.1.11, указывается информация о возможности отличия уровня Кредитного рейтинга от Ожидаемого кредитного рейтинга с указанием соответствующих причин;

   3.1.14. в случае присвоения Кредитного рейтинга после присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга дополнительно к информации, указанной в п.п. 3.1.1-3.1.11, указывается информация о ранее присвоенном Ожидаемом кредитном рейтинге.

3.2. При раскрытии Незапрошенного кредитного рейтинга, в том числе Незапрошенного суверенного кредитного рейтинга, АКРА дополнительно к информации, указанной в п. 3.1, обеспечивает указание в Пресс-релизе на то, что Кредитный рейтинг является Незапрошенным кредитным рейтингом.

3.3. В целях устранения фактических ошибок и исключения конфиденциальной информации из текста Пресс-релиза АКРА направляет Рейтингуемому лицу уведомление, содержащее проект рейтингового Пресс-релиза, включая информацию, указанную в п.3.1 настоящего Порядка, в рабочие часы Рейтингуемого лица и не позднее чем за один рабочий день до раскрытия Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу или публикации Пресс-релиза об отзыве Кредитного рейтинга.

3.4. АКРА, как правило, устанавливает срок для ознакомления Рейтингуемого лица с текстом проекта рейтингового Пресс-релиза, составляющий два рабочих дня с момента направления уведомления в соответствии с п. 3.3. В договоре с Рейтингуемым лицом могут быть установлены иные сроки ознакомления, но они не должны превышать пяти рабочих дней с момента направления уведомления.

3.5. В случае если рейтинговые действия осуществлялись в отношении инструментов и обязательств структурированного финансирования, устанавливается срок для ознакомления, равный одному рабочему дню.

3.6. АКРА может не устанавливать срок ознакомления:

   3.6.1. при отзыве Кредитного рейтинга без одновременного подтверждения, повышения или понижения Кредитного рейтинга;

   3.6.2. при присвоении или изменении статуса «Рейтинг на пересмотре» без одновременного подтверждения, повышения или понижения Кредитного рейтинга.

3.7. В случае изменения Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) АКРА не меняет (обновляет) предыдущий Пресс-релиз, а осуществляет Публикацию нового Пресс-релиза в соответствии с требованиями п.3.1 настоящего Порядка.

3.8. Если Пресс-релиз по результатам рейтингового действия был опубликован с ошибками или содержал не все необходимые сведения, АКРА в кратчайшие сроки, но не позднее трех рабочих дней с даты обнаружения недостатков, вносит необходимые изменения в опубликованный Пресс-релиз и осуществляет раскрытие состава внесенных уточнений на официальном сайте АКРА.

3.9. Перед раскрытием измененного Пресс-релиза АКРА направляет его проект Рейтингуемому лицу с учетом требований п.3.3 настоящего Порядка.

3.10. В случае если изменения в Пресс-релиз не связаны с ошибками или отсутствием необходимой информации, раскрытие состава внесенных уточнений на официальном сайте АКРА не осуществляется.

3.11. Суверенные кредитные рейтинги подлежат раскрытию в соответствии с календарем пересмотра Суверенных кредитных рейтингов (далее — Календарь), направляемым АКРА в Банк России в соответствии с порядком представления кредитными рейтинговыми агентствами в Банк России документов, информации и данных, установленным Банком России.

3.12. Присвоение Ожидаемого кредитного рейтинга как одного из этапов подготовки Суверенного кредитного рейтинга не влечет за собой необходимость выполнения действий по раскрытию, предусмотренных п.3.8 настоящего Порядка.

3.13. В случаях отклонения от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов АКРА обеспечивает раскрытие информации о причинах, повлекших за собой указанные отклонения в следующем порядке:

   3.13.1. если Суверенный кредитный рейтинг был пересмотрен и раскрыт ранее установленной Календарем даты пересмотра и раскрытия указанного Суверенного кредитного рейтинга, информация о причинах отклонения раскрывается АКРА на официальном сайте одновременно с раскрытием Суверенного кредитного рейтинга;

   3.13.2. если Суверенный кредитный рейтинг не был пересмотрен и раскрыт в установленную Календарем дату, информация о причинах отклонения раскрывается АКРА на официальном сайте в течение установленной Календарем даты пересмотра и раскрытия указанного Суверенного кредитного рейтинга. При этом АКРА направляет в Банк России Календарь, устанавливающий новые даты пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов, и размещает его на своем официальном сайте.

3.14. В раскрываемой информации о причинах отклонения отражаются обстоятельства, повлиявшие на отклонение от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов.

3.15. Информация о причинах отклонения от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов должна быть доступна на официальном сайте не менее трех лет после ее раскрытия.

4. СРОКИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

4.1. АКРА раскрывает Пресс-релиз с информацией о проведенных Рейтинговых действиях не позднее одного рабочего дня по истечении установленного в соответствии с п. 3.4 срока для ознакомления с проектом Пресс-релиза.

4.2. В случае подачи членом рейтингового комитета и (или) рейтингуемым лицом мотивированной Апелляции на решение Рейтингового комитета в отношении Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) АКРА раскрывает Кредитный рейтинг (Прогноз по кредитному рейтингу), присвоенный по результатам рассмотрения Апелляции, одновременно с решением Рейтингового комитета в отношении Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу), на которое была подана Апелляция.

4.3. Если срок для ознакомления с проектом Пресс-релиза не устанавливался, АКРА раскрывает Пресс-релиз не позднее одного рабочего дня с момента направления Рейтингуемому лицу соответствующего уведомления.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. АКРА осуществляет Публикацию Пресс-релизов на своем официальном сайте: www.acra-ratings.ru.

5.2. Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящий Порядок, должны быть письменно задокументированы и согласованы с СКиВК и утверждены советом директоров АКРА.

5.3. Отклонения от требований настоящего Порядка, приводящие к нарушениям требований нормативных актов Российской Федерации и требований Банка России, не допускаются. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации или подзаконных актов Банка России отдельные пункты настоящего Порядка вступают с ними в противоречие, данные пункты Порядка утрачивают свою силу, и до момента внесения изменений в соответствующей части работники АКРА руководствуются законодательством Российской Федерации.

5.4. Работники АКРА обязаны информировать СКиВК обо всех нарушениях требований настоящего Порядка, а также о нарушениях требований нормативных актов Российской Федерации или требований Банка России.

5.5. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его утверждения советом директоров АКРА, публикуется на официальном сайте АКРА не позднее трех календарных дней с момента утверждения и действует до момента утверждения советом директоров АКРА обновленной версии Порядка или другого документа, заменяющего его.

Approval document (change document)
Download PDF

Contact persons

Alexander Kuzmin
Senior Director, Head of the Compliance and Internal Control Service
+7 (495) 139 04 80, ext. 155
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.