Тип

Нормативный документ

1.     Общие положения.

1.1.            Настоящая Политика определяет цели, ключевые принципы и меры по недопущению коррупции и соблюдению норм применимого антикоррупционного законодательства в АКРА.

1.2.            Настоящая Политика создана для эффективного предупреждения коррупции в АКРА.

1.3.            Настоящая политика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом норм международного антикоррупционного законодательства, положений Кодекса этики АКРА и лучших мировых практик.

1.4.            Настоящая Политика является обязательным документом для применения всеми работниками и Органами управления АКРА.

1.5.            Подходы настоящей Политики рекомендованы к применению в дочерних компаниях АКРА. Участники группы разрабатывают собственные нормативные документы по противодействию коррупции в соответствии с принципами и стандартами настоящей Политики и применимым законодательством.

1.6.            АКРА стремится к тому, чтобы Третьи лица следовали принципам настоящей Политики и прилагает для этого разумные усилия.

1.7.            Настоящая Политика подлежит раскрытию на сайте АКРА в течение трех рабочих дней со дня ее утверждения с целью информирования всех заинтересованных лиц о приверженности АКРА закону и высоким этическим стандартам в деловых отношениях и нетерпимости к коррупции в любых ее проявлениях.

2.     Термины и определения

2.1.            АКРА – Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество).

2.2.            Аналитический блок - совокупность структурных подразделений АКРА, в основные задачи работников которых входит проведение Рейтингового анализа, а также подготовка макроэкономических и отраслевых исследований и прогнозов.

2.3.            Близкие родственники – для целей настоящей Политики: супруги, дети, родители, братья, сестры.

2.4.            Генеральный директор – работник АКРА, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа.

2.5.            Закон о рейтинговых агентствах – Федеральный закон от 13.07.2015 «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими ситу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» №222-ФЗ.

2.6.            Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) АКРА, его акционеров, Рейтинговых аналитиков, иных работников АКРА и лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, может негативно повлиять на независимость или объективность АКРА (в т. ч. при присвоении Кредитных рейтингов или прогнозов по Кредитным рейтингам), а также повлечь иные негативные последствия для АКРА, работников АКРА и(или) Рейтингуемых лиц.

2.7.            Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником АКРА своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, в том числе от имени или в интересах АКРА, либо незаконное предоставление такой выгоды работнику АКРА другими физическими лицами.

2.8.            Коррупционный риск – возможность совершения работником АКРА, а также иными лицами от имени или в интересах АКРА коррупционного правонарушения.

2.9.            Кредитный рейтинг - мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

2.10.        Личная выгода – заинтересованность работника АКРА и/или его Близких родственников в получении благ и преимуществ. Карьерный рост и объявление благодарности не является личной выгодой.

2.11.        Материальная выгода – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

2.12.        Органы управления – Общее собрание акционеров, Совет директоров АКРА, Генеральный директор.

2.13.        Рейтинговый аналитик – работник Аналитического блока АКРА, который осуществляет аналитические функции, необходимые для осуществления Рейтинговых действий.

2.14.        Рейтингуемое лицо - юридическое лицо или публично-правовое образование, способность исполнять принятые на себя финансовые обязательства которых (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) прямо или косвенно оценена в Кредитном рейтинге.

2.15.        Репутационный риск - риск возникновения убытков вследствие формирования негативного представления у клиентов, контрагентов и других заинтересованных сторон о финансовой устойчивости, финансовом положении АКРА, качестве оказываемых услуг или характере деятельности АКРА в целом

2.16.        Служба комплаенса и внутреннего контроля (СКиВК) – подразделение АКРА, являющееся органом внутреннего контроля АКРА и выполняющее функции внутреннего контроля в соответствии с Законом о рейтинговых агентствах и подзаконными актами Банка России.

2.17.        Третьи лица – любые физические или юридические лица, с которыми АКРА взаимодействует в рамках осуществления своей деятельности.

3.     Антикоррупционная культура.

3.1.       Основополагающие правила.

АКРА придерживается принципа нулевой толерантности к Коррупции и обязуется проявлять честность и профессионализм в своей деятельности, а также внедрять эффективные методы для борьбы с Коррупцией.

3.2.       Гарантии

3.2.1.      Органы управления АКРА не критикуют работников АКРА и не применяют санкции и дисциплинарные взыскания к работникам АКРА за любые потери прибыли, связанные с соблюдением настоящей Политики.

3.2.2.      Для работников АКРА не наступят негативные последствия ввиду доведения до сведения Органов управления информации о совершенном или предполагаемом нарушении настоящей Политики.

4.     Основные цели и задачи антикоррупционной политики

4.1.       Основными целями антикоррупционной политики АКРА являются:

4.1.1.      Устранение причин развития и формирования условий существования коррупции в АКРА.

4.1.2.      Обеспечение соответствия деятельности АКРА требованиям российского антикоррупционного законодательства, с учетом норм международного законодательства и высоким этическим стандартам.

4.1.3.      Минимизация риска вовлечения АКРА и работников АКРА в коррупционную деятельность.

4.2.       Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи:

4.2.1.      Определение обязанностей работников, связанных с противодействием и предупреждением коррупции;

4.2.2.      Установление перечня реализуемых АКРА антикоррупционных мер и порядка их реализации;

4.2.3.      Закрепление ответственности работников АКРА за несоблюдение требований настоящей Политики.

5.     Принципы

Противодействие коррупции в АКРА основывается на следующих основных принципах:

5.1.       Принцип законности.

Соответствие настоящей Политики и реализуемых антикоррупционных мероприятий требованиям законодательства Российской федерации и общепринятым нормам с учетом норм международного антикоррупционного законодательства, положений Кодекса этики АКРА и лучших мировых практик.

5.2.       Принцип личного примера руководства.

Руководство АКРА выполняет ключевую роль в формировании антикоррупционной культуры и стремится своим примером поддерживать высокие этические стандарты непримиримого отношения к любым формам проявления коррупции.

5.3.       Принцип соразмерности антикоррупционных мер риску коррупции.

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения АКРА, Органов управления и работников АКРА в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих или потенциальных коррупционных рисков, присущих всем видам деятельности АКРА.

5.4.       Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Неотвратимость санкций в отношении работников АКРА, вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства АКРА за реализацию мер, предусмотренных настоящей Политикой.

5.5.       Принцип открытости.

Информирование клиентов, контрагентов и общества о принятых в АКРА антикоррупционных стандартах.

5.6.       Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.

Проведение регулярного мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных мер и контроль за их исполнением.

6.     Коррупционные действия

6.1.       В соответствии с нормами применимого антикоррупционного законодательства коррупционными действиями являются действия, указанные в п.6.2. настоящей Политики, совершенные:

6.1.1.          в отношении АКРА либо от имени или в интересах АКРА в отношении Третьих лиц, в том числе государственных и муниципальных органов и их служащих, Банка России и его служащих, иных юридических лиц, их работников и органов управления;

6.1.2.          прямо или косвенно;

6.1.3.          лично или через посредничество третьих лиц

6.1.4.          независимо от цели, включая упрощение административных и иных процедур и обеспечение конкурентных и иных преимуществ;

6.1.5.          в любой форме, в том числе в форме получения/предоставления денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

6.2.                К коррупционным действиям относятся:

6.2.1.          Дача взятки – предложение или обещание предоставить взятку за совершение каким-либо лицом действия, или бездействие какого-либо лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные или должностные полномочия получателя взятки и/или если получатель взятки может способствовать таким действиям (бездействию) и/или выполнить свои служебные или должностные обязанности не ненадлежащим образом.

6.2.2.          Получение взятки – получение или согласие получить взятку за совершение каким-либо лицом действий или бездействие какого-либо лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные или должностные полномочия получателя взятки и/или если получатель взятки может способствовать таким действиям (бездействию) и/или выполнить свои служебные или должностные обязанности не ненадлежащим образом.

6.2.3.          Посредничество во взяточничестве – непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя и получателя взятки либо иное способствование взяткодателю и/или получателю взятки в достижении либо реализации соглашения о даче либо получении взятки.

6.2.4.          Коммерческий подкуп:

-          незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера (в том числе в случае, когда по указанию такого лица имущество передается или услуги оказываются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если обозначенные действия входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям.

-          незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера (в том числе в случае, когда по указанию такого лица имущество используется или услуги оказываются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если обозначенные действия входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям

6.2.5.          Посредничество в коммерческом подкупе - непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере.

6.2.6.          Подкуп иностранных должностных лиц – предоставление или обещание предоставить иностранному должностному лицу любую финансовую или другую выгоду/преимущества с целью оказания влияния на исполнение его должностных обязанностей для обеспечения конкурентных или иных преимуществ

6.2.7.          Злоупотребление полномочиями - использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц.

6.2.8.          Иное незаконное использование своего служебного положения или должностных полномочий вопреки законным интересам АКРА и/или общества и/или государства в целях получения финансовой или иной выгоды, или преимуществ.

7.     Основные функции Органов управления и внутреннего контроля АКРА по противодействию коррупции.

7.1.       Совет директоров осуществляет общий контроль соблюдения антикоррупционной политики в АКРА.

7.2.       Генеральный директор обеспечивает оперативное и эффективное решение вопросов, возникающих в системе противодействия коррупции.

7.3.       СКиВК:

-          принимает участие в разработке внутренних нормативных документов в области противодействия коррупции;

-          контролирует исполнение мероприятий по внедрению процедур противодействия коррупции;

-          инициирует и проводит проверки в области противодействия коррупции;

-          имеет право участвовать в заседании коллегиальных органов, рассматривающих вопросы закупочной деятельности, спонсорские и благотворительные проекты (без участия в голосовании);

-          осуществляет контроль подарков и представительских расходов в спорных случаях;

-          разрабатывает учебные материалы и консультирует работников АКРА в области противодействия коррупции;

-          выявляет потенциальные сферы возникновения конфликтов интересов и принимает меры по управлению ими.

7.4.       Все работники независимо от должности и стажа работы обязаны:

-          неукоснительно соблюдать требования законодательства в сфере противодействия коррупции, настоящей Политики, Политики по управлению конфликтами интересов, Кодекса этики и Политики по личному владению ценными бумагами;

-          воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных правонарушений;

-          воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения;

-          незамедлительно информировать непосредственного руководителя и СКиВК о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками АКРА;

-          незамедлительно информировать непосредственного руководителя и СКиВК о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

8.     Политика АКРА в отношении Подарков и участия в мероприятиях.

8.1.       Работникам АКРА запрещается предлагать, обещать, дарить, предоставлять, требовать, просить, принимать любые Подарки в случаях, если они:

-          имеют прямую или косвенную цель оказать воздействие на принятие решений, влияющих на улучшение условий, расширение, оптимизацию или сохранение деятельности АКРА или на получение какого-либо преимущества или выгоды для АКРА, если без этих действий наступление указанных благоприятных последствий для АКРА маловероятно;

-          не соответствуют нормам применимого законодательства и/или внутренних документов АКРА;

-          создают Репутационный риск или иной риск для АКРА и/или работника АКРА в случае раскрытия информации о таких Подарках;

-          являются наличными или безналичными денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами или представляют собой иные виды или эквиваленты денежных средств и/или предметов роскоши;

-          не являются разумно обоснованными с точки зрения предмета, стоимости и конкретного случая.

8.2.       При выявлении работником АКРА совершенного/планируемого к совершению им/иным Работником АКРА или Третьим лицом действия, которое привело/может привести к нарушению п. 8.1 Политики (как полагает/имеет основание полагать Работник АКРА), Работник АКРА обязан уведомить СКиВК.

8.3.       Работники Аналитического блока, Методологической группы, Службы комплаенса и внутреннего контроля, работникам, ответственным за развитие бизнеса и обеспечение операционных вопросов функционирования АКРА, независимо от их должности, не вправе принимать подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей в виде услуг, денежных средств или иного имущества от Рейтингуемого лица и любых лиц, с которыми АКРА состоит в деловых отношениях.

8.4.       В случае, если у АКРА появилась информация о том, что Рейтинговый аналитик принимал подарки от Рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, АКРА в месячный срок проводит проверку действий Рейтингового аналитика, которые могли повлиять на Кредитные рейтинги или прогнозы по ним и были совершены за три месяца до и три месяца после момента получения подарка.

8.5.       В случае выявления АКРА оснований для пересмотра Кредитного рейтинга или прогноза по нему АКРА осуществляет соответствующие действия по отношению к Кредитному рейтингу или прогнозу в порядке, предусмотренном внутренними документами АКРА.

8.6.       Каждый работник подразделений, указанных в п.8.3. настоящей политики, при получении/планируемом получении от Третьего лица Подарка, стоимость которого, по мнению работника, превышает три тысячи рублей, а также при выявлении аналогичных действий со стороны иного работника, обязан уведомить об этом СКиВК.

8.7.       В случае, если подарок не соответствует требованиям настоящей Политики, он должен быть возвращен дарителю, отдан на благотворительные цели либо уничтожен с составлением акта. Работник, получивший подарок, должен проинформировать дарителя о настоящей Политике с просьбой не направлять подобные подарки в будущем.

8.8.       СКиВК ведет реестр получаемых Работниками АКРА Подарков, содержащий их описание, получателя, дарителя, приблизительную стоимость, обоснование и соответствие Подарка требованиям настоящей политики.

8.9.       Работникам Аналитического блока запрещено участвовать в бизнес- и (или) развлекательных мероприятиях, если оплата их участия в них осуществляется третьей стороной, за исключением, если: (1) спонсор конференции или другого делового мероприятия оплачивает присутствие работника Аналитического блока как участника панельной дискуссии, модератора или спикера мероприятия; (2) третья сторона оплачивает расходы работника Аналитического блока в соответствии с договором, условия которого были согласованы АКРА.

8.10.   Все работники АКРА имеют право принимать участие в любых открытых и бесплатных бизнес-мероприятиях.

8.11.   Работники АКРА, не входящие в Аналитический блок, имеют право участвовать в бизнес-мероприятиях, расходы за участие в которых оплачивает третья сторона.

9.     Участие в благотворительной и спонсорской деятельности.

9.1.       АКРА не финансирует благотворительные проекты и не оказывает спонсорскую помощь в целях оказания воздействия на принятие государством, общественными организациями или иными лицами решений, влияющих на расширение, улучшение условий, расширение, оптимизацию или сохранение деятельности АКРА или в целях получения коммерческих преимуществ.

9.2.       Благотворительная и спонсорская деятельность АКРА и участие в реализации проектов в области социальной ответственности осуществляется в соответствии с решениями руководства в пределах установленного бюджета.

9.3.       В рамках обеспечения противодействия коррупции СКиВК осуществляет контроль за использование средств на указанные цели.

10.     Участие в политической деятельности.

10.1.        АКРА не финансирует политические партии, организации и движения.

10.2.        Работники АКРА вправе лично участвовать в политической жизни общества в свободное от деятельности в АКРА время, при условии отсутствия Конфликтов интересов. 

11.     Меры по недопущению коррупции.

11.1.        С целью реализации политики в области противодействия коррупции АКРА осуществляет мероприятия по следующим направлениям:

11.1.1.       Нормативное и методологическое обеспечение.

АКРА разрабатывает внутренние документы в области противодействия коррупции, а также обеспечивает включение соответствующих пунктов во внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность АКРА, включая Кодекс этики, Политику по управлению конфликтами интересов и иные.

11.1.2.       Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:

-          процедуры информирования работниками АКРА о случаях склонения их к совершению коррупционных действий и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи информации;

-          процедуры информирования о ставшей известной работнику АКРА информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками АКРА или Третьими лицами;

-          процедуры информирования работниками о возникновении конфликта интересов и порядка управления выявленным конфликтом интересов.

11.1.3.       Обучение и информирование работников

-          ознакомление работников АКРА под роспись с внутренними нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в АКРА;

-          проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

-          консультирование работников по возникающим вопросам применения и соблюдения антикоррупционных стандартов и процедур.

11.1.4.       Информирование заинтересованных лиц о нетерпимом отношении к коррупции.

-          обеспечение включения антикоррупционных оговорок в договоры, заключаемые АКРА;

-          размещение настоящей Политики на официальном интернет-сайте АКРА.

11.1.5.       Проверка контрагентов

-          АКРА может реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и противодействие коррупции в рамках взаимодействия с контрагентами.

12.     Ознакомление с Политикой

12.1.        Вновь принятые работники АКРА обязаны проходить ознакомление с настоящей Политикой не позднее 10 рабочих дней с момента зачисления в штат АКРА.

12.2.        Для поддержания должного уровня осведомленности и корпоративной культуры все работники АКРА на ежегодной основе обязаны проходить повторное ознакомление с актуальной редакцией настоящей Политики с проставлением личной подписи в форме ознакомления.

13.     Ответственность за нарушение настоящей Политики

13.1.        Все работники АКРА, независимо от занимаемой должности, нарушившие антикоррупционное законодательство Российской Федерации, а также требования настоящей Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе АКРА, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным применимым антикоррупционным законодательством, ВНД АКРА и трудовыми договорами.

13.2.        При наличии разумно обоснованных подозрений в совершении коррупционных действий могут проводиться служебные проверки в установленном внутренними нормативными документами АКРА порядке в рамках применимого законодательства.

13.3.        АКРА оставляет за собой право обратиться в суд с требованиями гражданско-правового характера в отношении лица, нарушившего положения настоящей Политики, если такое нарушение повлекло ущерб для АКРА.

13.4.        АКРА оставляет за собой право обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении лица к административной или уголовной ответственности в случае, если в его действиях или бездействии усматриваются признаки состава административного правонарушения или уголовного преступления.

14.     Заключительные положения.

14.1.        Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящую Политику, должны быть письменно задокументированы и согласованы в порядке, установленном в Порядке согласования документов АКРА, и утверждены Советом директоров АКРА.

14.2.        Отклонения от требований настоящей Политики, приводящие к нарушениям требований нормативных актов Российской Федерации и требований Банка России, не допускаются. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации или подзаконных актов Банка России отдельные пункты настоящей Политики вступают с ними в противоречие, данные пункты Политики утрачивают свою силу, и до момента внесения изменений в соответствующей части работники АКРА руководствуются законодательством Российской Федерации

14.3.        Настоящая Политика вступает в силу с момента ее утверждения Советом директоров АКРА и до момента утверждения обновленного документа или другого документа, заменяющего ее.

14.4.        Настоящая Политика должна пересматриваться по мере необходимости внесения изменений.


Версия для печати
Скачать PDF

Контактные лица

Александр Кузьмин
Старший директор - руководитель Службы комплаенса и внутреннего контроля
+7 (495) 139 04 80, доб. 155
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.