2 ноя 2024

В условиях жесткой денежно-кредитной политики необходимо думать над настройкой и изменением инструментов господдержки, заявила заместитель министра экономического развития РФ Полина Крючкова, выступая в Госдуме. Всё не должно сводиться к льготным кредитам, а там, где они предоставляются, должно быть разумное разделение рисков между бизнесом и государством. Также, по ее словам, важно, чтобы приоритетных отраслей было не слишком много, а меры поддержки были ограничены по времени.

...Сейчас в экономике есть как минимум две смежные темы, которые обычно обсуждаются в контексте массовой и длительной господдержки, пояснил «Известиям» директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.

— Это проблема мягких бюджетных ограничений и проблема компаний-зомби. Эти проблемы известны давно — есть понимание, что с ними нужно бороться, но на практике это не всегда оказывается легко, — отметил он.

В первом случае, по его словам, речь идет о том, что явная или неявная защита государства полностью или частично «отвязывает» результаты деятельности компании от усилий, которые она совершает. Это иногда негативно влияет на стимулы к развитию, поиск эффективности и конкуренцию на рынке, где компания работает. Похожее явление описывают, когда неоптимально сконструированная страховка приводит к более рискованному (менее эффективному) поведению. Традиционная рекомендация в этом случае состоит в том, чтобы динамика эффективности компании так или иначе оценивалась и все-таки влияла на саму господдержку (то есть чтобы она стала условной, а не безусловной) либо на менеджмент.

— В случае компаний-зомби речь идет о том, что нежизнеспособные и неустойчивые на долгосрочном горизонте компании должны постепенно уходить с рынка либо трансформироваться в лучшую сторону, чтобы эффективность экономики росла, — рассказал эксперт. — Между тем в некоторых условиях у банков, кредиторов или акционеров возникают стимулы (иногда государство является одним из них) поддерживать нежизнеспособные компании на плаву очень долго, несмотря на понимание, что у них очень мало реальных возможностей стать самостоятельно устойчивыми и окупать издержки в будущем.

Рекомендация в таких случаях состоит в том, что такие компании нужно уметь выявлять, а стимулам, которые приводят к их неограниченной поддержке, нужно противодействовать.

Контактные лица

Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.