Тренинг по моделированию 17–18 декабря

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Томской области на уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне BBB(RU)

Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высоким уровнем долговой нагрузки относительно операционного баланса при низком риске рефинансирования долга и ограниченной гибкостью бюджетных расходов при средних показателях развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 0,7% населения РФ, на долю Региона приходится 0,7% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек находится на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая относительная долговая нагрузка при комфортном графике погашения долга. Соотношение долга и операционного баланса Области на конец 2018 года ожидается на уровне 3,3х (по сравнению с 3,5х на конец 2017-го). Значение указанного показателя, несмотря на то что АКРА прогнозирует его снижение на конец текущего года (за счет роста операционного баланса, положительное влияние на который окажет планируемое Регионом увеличение поступлений по налогу на прибыль), будет соответствовать существенному уровню риска. Текущий график выплаты долга (на 01.10.2018) предполагает ежегодное погашение в размере, не превышающем 20% его объема, что свидетельствует о низком риске рефинансирования за счет использования всех доступных инструментов. Долговая нагрузка и бюджетные показатели будут зависеть от динамики поступления налога на прибыль, волатильность которого объясняется динамикой сектора добычи полезных ископаемых (вносит основной вклад в формирование ВРП Региона) и смежных отраслей.

Низкая гибкость бюджетных расходов и зависимость бюджета от доминирующей отрасли. Бюджетные показатели Области с 2015 по 2018 год зависят от поступлений налога на прибыль. Волатильность поступлений по налогу на прибыль объясняется целым рядом факторов: наличие на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков (КГН); единичные случаи переплаты и последующего возврата налога (в 2017 году два упомянутых фактора способствовали снижению поступлений на 34%); динамика рублевой цены на нефть (в течение истекшего периода 2018 года цена находилась на максимальном уровне). Принимая во внимание последний из перечисленных факторов, АКРА оценивает прогнозируемый Областью в 2018 году рост совокупных поступлений по налогу на прибыль на 20% как высоковероятный (сектор добычи обеспечивает порядка 20% поступлений). В частности, за семь месяцев 2018 года общий объем упомянутых поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 28%, а поступления в отдельно взятой отрасли — добыча полезных ископаемых — в 2018 году, по оценке АКРА, выросли на 20%.

В результате уменьшения поступлений по налогу на прибыль доля собственных доходов1 Области с 2015 по 2018 год сократилась с 84 до 79%, а из-за постоянно высоких обязательных расходов (75%) операционный баланс снизился до 17% (в 2015 и 2016 годах его значение составляло 20 и 23%).

При условии исполнения назначений по налогу на прибыль операционный баланс по итогам 2018 года возрастет до 17%. Доля капитальных расходов Области стабильно составляет 10–11% расходов бюджета.


1Рассчитывается как отношение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета к разнице между совокупными доходами бюджета и субвенциями.

Ключевые допущения

  • исполнение заложенного объема налоговых доходов в 2018 году;
  • следование ответственной бюджетной политике, направленной на реалистичное планирование собственных доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговой базы по налогу на прибыль в случае положительного экономического эффекта от предлагаемых администрацией Области мер стимулирования выработанных месторождений;
  • устойчивое достижение Областью соотношения операционного баланса и регулярных доходов на уровне не менее 20%;
  • монетизация научного потенциала Области, сопровождающаяся ростом ее налоговых доходов и социально-экономических показателей;
  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение профиля срочности долговой книги Области в пользу краткосрочных инструментов;
  • снижение уровня регулярных доходов в 2018–2020 годах при невозможности сокращения расходов;
  • неисполнение плана мероприятий по увеличению ННД (налоговых и неналоговых доходов) в 2018–2020 годах, сопряженное с ухудшением собственной ликвидности Области.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34048 (ISIN RU000A0JUCZ6), срок погашения — 18.12.2018, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU);

Томская область, 34062 (ISIN  RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и выпускам облигаций Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были опубликованы АКРА 10.04.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JUCZ6, RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (05.10.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.