Корпоративный тренинг, 29–30 мая

АКРА понизило прогноз по кредитному рейтингу Республики Мордовия до «Негативного» и подтвердило рейтинг Республики и выпусков облигаций на уровне ВВ+(RU)

Понижение прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) обусловлено высокими темпами роста расходов при сокращении доходной части бюджета, что привело к увеличению долговой нагрузки, а также риском нарушения условий реструктуризации бюджетных кредитов, что может повлечь досрочное погашение части бюджетных кредитов.

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с пятью субъектами РФ. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,6% населения РФ, 61-е место). В 2016 году ВРП Республики составил 198 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ, 64-е место).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокие темпы роста расходов при сокращении доходной части бюджета, повлекшие за собой рекордно высокий уровень дефицита. В 2017 году Республика продемонстрировала 10%-ный прирост расходов бюджета при сокращении его доходной части на 6% по сравнению с 2016 годом. Увеличение расходов было связано с развитием преимущественно таких направлений, как ЖКХ и физкультура и спорт, что в совокупности обеспечило 62% прироста расходов. Доходы бюджета снизились из-за сокращения поступлений от акцизов и уменьшения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета. АКРА отмечает снижение операционного баланса Республики до 11,7% по сравнению с 25,1% годом ранее и, как следствие, возросшие риски бюджета с точки зрения самостоятельного финансирования капитальных расходов и обслуживания долга. В 2017 году капитальные расходы бюджета оставались высокими (22,8% от общих расходов) и были профинансированы за счет увеличения долга. Агентство обращает внимание на низкую точность планирования бюджетных показателей. В 2017-м превышение фактических расходов бюджета над первоначально утвержденными составило 47%, а фактические доходы превысили первоначально утвержденные на 25%. Фактический дефицит бюджета составил рекордные 43,2% по сравнению с заявленными 9,9% на начало года. Причина — невыполнение программы приватизации в размере 19,7 млрд руб. и последующее наращивание долга. В 2018 году Республика вновь планирует осуществить финансирование дефицита бюджета за счет приватизации — достижение планового значения возможно при поступлении в бюджет 22,5 млрд руб. от продажи имущества. Однако, учитывая практику неисполнения планов приватизации прошлых лет,  АКРА отмечает высокий риск продолжения роста долговой нагрузки и увеличения дефицита бюджета до 25% по сравнению с заявленными 10,8% в бюджете на 2018 год.

Интенсивный рост долговой нагрузки, сопряженный с риском нарушения условий реструктуризации бюджетных кредитов. В 2017 году объем долга Республики увеличился на 24%, до 49,9 млрд руб. Несмотря на существенное удлинение графика погашения долга в результате реструктуризации бюджетных кредитов, Агентство обращает внимание на высокий риск нарушения Регионом условий реструктуризации, поскольку объем его коммерческой задолженности продолжает расти. В 2018 и 2019 годах Республика будет вынуждена погасить в совокупности 40% реструктурированных кредитов, что повысит долю погашения долгового портфеля в указанном периоде до 35% по сравнению с текущими 15%. В случае недопоступления в 2018 году доходов от продажи имущества рост долга Республики может продолжиться и достичь, по оценке АКРА, 10 млрд руб. при сохранении расходной части бюджета на уровне 2017 года.

Ключевые допущения

  • сохранение в 2018 году операционного баланса на уровне не менее 12%;
  • удержание капитальных расходов в 2018 году на уровне не менее 15% от общих расходов бюджета;
  • дефицит бюджета в 2018 году не выше 25%;
  • сохранение графика погашения задолженности без изменений по состоянию на начало 2018 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Негативный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли поступлений по налогу на прибыль в составе республиканского бюджета свыше 20% налоговых и неналоговых доходов при сохранении уровня поступлений по другим видам доходов;
  • выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов и сохранение текущего графика погашения долга;
  • сокращение долговой нагрузки (отношение долга к операционному балансу на уровне 4х).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение операционного баланса ниже уровня 8%;
  • рост долговой нагрузки за счет рыночных источников финансирования с последующим увеличением стоимости обслуживания;
  • нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов с последующим ростом объема погашения долга в 2018–2019 годах до 35% долгового портфеля.

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Республики Мордовия 2013 года (гос. рег. номер выпуска RU34001MOR0, ISIN RU000A0JU8Q3), срок погашения — 22.10.2018, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BB+(RU);

Государственные облигации Республики Мордовия 2015 года (гос. рег. номер выпуска RU34002MOR0, ISIN RU000A0JVV49), срок погашения  — 14.10.2020, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BB+(RU);

Государственные облигации Республики Мордовия 2016 года (гос. рег. номер выпуска RU34003MOR0, ISIN RU000A0JWSQ7), срок погашения — 03.09.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BB+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Мордовия, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Мордовия — BB+(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Мордовия и выпусков облигаций Республики Мордовия (ISIN RU000A0JU8Q3, ISIN RU000A0JVV49, ISIN RU000A0JWSQ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JU8Q3, ISIN RU000A0JVV49, ISIN RU000A0JWSQ7) были опубликованы АКРА 08.11.2017.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JU8Q3, ISIN RU000A0JVV49, ISIN RU000A0JWSQ7) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (04.05.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Мордовия, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.