Тренинги АКРА по кредитному анализу

АКРА присвоило Пермскому краю кредитный рейтинг AA-(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Пермского края (далее — Регион) обусловлен минимальным уровнем риска долговой нагрузки и высокой степенью самодостаточности доходной части бюджета. Поддержку рейтингу оказывают достаточно гибкая бюджетная политика и сбалансированная долговая политика. Давление на рейтинг оказывают относительно невысокая доля бюджета развития (расходов капитального характера) в общем объеме расходов бюджета и показатели развития экономики (в расчете на душу населения), не превосходящие либо уступающие среднероссийским.

Пермский край находится в Приволжском федеральном округе. Численность населения составляет 2,63 млн человек, из них 1,18 млн проживают на территории Пермской агломерации.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Промышленно развитая региональная экономика, основу которой составляют добыча и переработка нефти, химическая промышленность и производство оборудования различных типов. ВРП на душу населения и среднедушевые доходы находятся на уровне 91% и 99% от среднероссийских показателей соответственно (фактические данные за 2014–2015 и оценочные за 2016–2017 годы). Крупнейшим налогоплательщиком Региона является ПАО «ЛУКОЙЛ» (с учетом дочерних компаний), которому принадлежат активы в добыче и переработке нефти, а также в реализации нефтепродуктов. Регион достаточно долго предоставлял льготы по налогу на прибыль практически всем организациям, действовавшим на его территории, но с 2016 года постепенно повышает региональную налоговую ставку (в 2018 году она должна выйти на общероссийский уровень). Регион продолжит предоставлять налоговые льготы организациям, осуществляющим на его территории инвестиционные проекты.

Гибкая бюджетная политика. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится около 86% доходов (без учета субвенций, по фактическим показателям за 2014–2016 годы и по прогнозным показателям на 2017 год), что соответствует высокой степени самодостаточности доходной части бюджета. Налоговые и неналоговые доходы в среднем на 39,6% формируются за счет поступлений по налогу на прибыль и на 31,7% — от поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Уровень операционного баланса (в процентах от регулярных доходов) в 2014–2015 годах был достаточно низким (менее 9%). Однако реальная гибкость бюджета была существенно выше. Когда фактические доходы бюджета (без учета прироста безвозмездных поступлений, распределяемых внутри года) оказывались значительно ниже первоначально запланированных (в 2014-м — на 12,4%, а в 2015-м — на 4,7%), Регион соразмерно маневрировал расходной частью бюджета. В итоге фактический дефицит был ниже (или существенно ниже) первоначально утвержденных значений. Так, в 2014-м фактический дефицит на 1 млрд руб. оказался меньше первоначально утвержденного, а в 2015 и 2016 годах разница составила 6,2 млрд руб. и 7,2 млрд руб. соответственно. Такая бюджетная политика позволила избежать чрезмерного роста долговой нагрузки и, как следствие, не допустить существенного роста расходов на обслуживание долга. В 2017 году, по оценкам АКРА, уровень операционного баланса (в процентах от регулярных доходов) превысит 17%. Доля расходов капитального характера (бюджет развития) увеличился с 11,6% в 2014-м до примерно 20,8% (оценка) в 2017 году.

Сбалансированная долговая политика. Наиболее высокий дефицит бюджета за период с 2011 по 2017 год был зафиксирован в 2013-м (-11,2 млрд руб., или 14,8% налоговых и неналоговых доходов) и профинансирован за счет финансовых резервов Региона. В результате до 01.01.2014 объем прямого долга был незначительным (менее 0,5 млрд руб.).

На 01.01.2017 прямой долг Региона составлял 20,97 млрд руб., чистый долг (за вычетом остатков на счетах бюджета) — 15,34 млрд руб. Прямой долг состоял из банковских кредитов (55%) и бюджетных кредитов (45%). Примерно 69% чистого долга образовалось при финансировании дефицита 2014 года. Уровень расходов на обслуживание долга соответствует минимальному уровню риска.

Более 8,2 млрд руб. бюджетных кредитов (65% задолженности по бюджетным кредитам на 01.10.2017) попадает под реструктуризацию 2017 года. Объем предоставленных гарантий незначителен (27 млн руб.), как и уровень долга муниципальных органов власти (295 млн руб. на 01.01.2017).

Высокий уровень ликвидности позволяет бюджету существенно экономить на расходах по обслуживанию долга. В рамках 2017 года Регион полностью погасил банковский долг, в итоге объем долга к 01.10.2017 уменьшился до 12,6 млрд руб. (чистый долг — 9,78 млрд руб.) При погашении использовались остатки средств бюджета (на начало 2017 года составляли 5,67 млрд руб.) и текущий бюджетный профицит (который за 10 месяцев превысил 9 млрд руб.). В результате экономия Региона на обслуживании долга по итогам 2017 года составит не менее 700 млн руб. При необходимости Регион может увеличить в конце 2017 года объем долга за счет привлечения банковских кредитов в рамках уже заключенных контрактов на возобновляемые кредитные линии.

Ключевые допущения

  • сохранение сбалансированной долговой политики и политики управления ликвидностью бюджета;
  • поддержание дефицита бюджета в 2017–2018 годах на уровне не более 2% налоговых и неналоговых доходов бюджета либо исполнение бюджета с профицитом;
  • участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов;
  • положительные темпы роста ВРП в период с 2017 по 2019 год.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения;
  • существенный рост бюджета развития (расходов капитального характера) в составе бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса;
  • существенный рост долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Пермскому краю впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.11.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пермским краем, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пермского края принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных
в официально опубликованной финансовой отчетности Пермского края, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Пермского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.