АКРА подтвердило кредитный рейтинг Томской области на уровне BBB(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне BBB(RU)

Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки относительно текущих доходов Региона, средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, умеренными показателями бюджетного профиля и невысоким уровнем ликвидности. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает возможное снижение собственных доходов в случае сохранения неблагоприятной конъюнктуры на рынке углеводородного сырья в среднесрочной перспективе.

Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2018 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 579 млрд руб. (порядка 0,7% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2018 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Рост долговой нагрузки при снижении риска рефинансирования долговых обязательств. По оценкам АКРА, вследствие возможного снижения налоговых и неналоговых доходов (ННД) и привлечения новых заимствований для финансирования дефицита бюджета соотношение долга и текущих доходов Региона может возрасти с 50% на конец 2019 года до 63% на конец 2020–го. Указанный показатель соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. По прогнозу АКРА, по итогам 2021 года долговая нагрузка останется на умеренном уровне. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга и замещения в течение года коммерческого долга кредитами УФК (усредненный1 уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит менее 3% совокупных расходов бюджета без учета субвенций). По состоянию на 01.11.2020 на облигации приходилось 50% долговых обязательств Области, на бюджетные кредиты — 28%, оставшуюся часть долга Региона составляют банковские кредиты с погашением в 2022–2023 годах. Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона составила 19% на 01.11.2020. Размещение нового выпуска облигаций и изменение графика погашения бюджетных кредитов обусловили снижение риска рефинансирования задолженности в ближайшие годы: в 2020 году Области предстоит выплатить 9% своих долговых обязательств, в 2021–м — 19%. Остатки на счетах на 01.10.2020 превышали сумму долговых обязательств, подлежащих погашению до конца 2020 года.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Зависимость бюджетных показателей от поступлений по налогу на прибыль. Волатильность поступлений по налогу на прибыль объясняется наличием на территории Региона налогоплательщиков, входящих в состав консолидированной группы налогоплательщиков, и динамикой рублевой цены на нефть. По оценке АКРА, поступления по налогу на прибыль в 2020 году могут оказаться на 40% меньше показателя 2019 года в связи с сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынках углеводородного сырья и нестабильной санитарно-эпидемиологической обстановки. Усредненная доля капитальных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 13% совокупных расходов (без учета субвенций), в среднем Регион финансирует три четверти капитальных расходов за счет собственных доходов и лишь четверть за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Это позволяет рассматривать капитальные расходы в качестве возможного резерва для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части. Усредненная доля собственных доходов в указанном периоде составит 76%. В 2017–2021 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 5%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -9%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако указывают на необходимость привлечения заемных средств на цели финансирования капитальных расходов.

Зависимость региональной экономики от добычи нефти. Почти треть ВРП Томской области (в 2018 году — 32%) приходится на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. Ухудшение структуры остаточных запасов, осуществление добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов обусловили снижение добычи нефти в Регионе в течение последних шести лет. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (93% в 2018 году). Безработица в Области снизилась с 9,1% в 2011 году до 5,5% в 2019–м, однако в июне–августе 2020 года возросла до 10%. В 2019 году соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5 раза.

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2020 году не более чем на 10% по сравнению с уровнем 2019 года и последующий их рост на 7% в 2021 году;
  • сокращение капитальных расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение параметров бюджетного профиля в условиях снизившихся цен на нефть;
  • исполнение бюджета в 2020 году с дефицитом менее 4% собственных доходов;
  • снижение уровня зависимости от источников внешней ликвидности;
  • сохранение долговой нагрузки на уровне ниже 55% текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;
  • рост долговой нагрузки выше 80% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Томская область, 34062 (ISIN  RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) были опубликованы АКРА 10.04.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Томской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.