АКРА подтвердило кредитный рейтинг Свердловской области на уровне A+(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне A+(RU)

Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлен сильным экономическим профилем Региона, стабильными показателями бюджетного профиля с высокой долей собственных доходов и растущей долей капитальных расходов в составе бюджета.

Рейтинг ограничен возрастающим уровнем долговой нагрузки и небольшим запасом ликвидности. Однако график погашения долга не создает рисков рефинансирования.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит
с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). По оценке Правительства Области, в 2019 году ее валовый региональный продукт (ВРП) составил 2,4 трлн руб. (регулярно ВРП Региона составляет примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономический профиль Региона определяется умеренной концентрацией на металлургическом секторе. Величина усредненного1 подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем стабильно составляет 95%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2016–2019 годах превышало 3х. Сочетание указанных двух факторов (ВРП и заработной платы) позволяет отнести экономический профиль Региона на этапе первичной оценки ко второй категории.

 

1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,7%.

Основой экономики Области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. В 2018 году деятельность 15 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона была связана с обработкой металла. Однако, по оценке АКРА, прямой вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона в 2017–2019 годах не превысил 21%. Согласно Методологии, окончательная оценка экономического профиля Области соответствует второй категории.

Долговая нагрузка возрастает, но график погашения долга минимизирует риск рефинансирования. Соотношение долга и текущих доходов Области в 2019 году составило 0,32. По оценке АКРА, значение данного показателя на конец 2020 года составит 0,41. По состоянию на 01.07.2020 государственный долг Области увеличился на 24,6% относительно начала года и составил 96,2 млрд руб. В структуре долга преобладали рыночные заимствования, включая облигации (36,4%) и коммерческие кредиты (27,3%). На бюджетные кредиты приходилось 35,2%, в том числе на кредит УФК — 15,6%, на гарантии — 1,1%. Усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 1,7% совокупных расходов бюджета без учета субвенций.

График погашения долга в 2020–2024 годах предполагает, что ежегодно Область будет погашать или рефинансировать в среднем по 18% долга, что не создает рисков рефинансирования.

И без того низкая долговая нагрузка муниципальных образований (далее — МО) продолжает снижаться. Отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов (ННД) МО сократилось с 13% в 2016 году до 6% в 2019 году. Абсолютное значение долга МО снизилось на 2,4 млрд руб. в указанном периоде до 4,1 млрд руб.

Самодостаточный бюджет с высокой долей капитальных расходов. Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных доходов, величина которой в период 2016-2019 годов составляла около 90% общей суммы бюджетных доходов. В силу ожидаемого роста безвозмездных поступлений на четверть относительно прошлого года, данный показатель в 2020 году снизится. Усредненная доля капитальных расходов в расходах бюджета без учета субвенций увеличилась с 10% до 14% за период с 2017 по 2019 год. Ожидается, что в 2020 году рост этого соотношения продолжится.

Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона в 2016–2020 годах было преимущественно слабо отрицательным. Это свидетельствует о незначительной потребности в привлечении долга для финансирования капитальных расходов.

Согласно информации об исполнении бюджета, усредненный за период 2016–2019 показатель операционной эффективности бюджета Региона составил 12,1%. Снижение деловой активности в 2020 году, связанное с пандемией коронавируса, приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет Области За 5 месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль снизились на 21,5%, по налогу на совокупный доход — на 12,2%, по налогу на имущество — на 7,8% (к аналогичному периоду 2019 года). В результате этого, по ожиданиям АКРА, ННД бюджета могут сократиться в 2020 году на 17%, а уровень операционной эффективности бюджета снизится до 8,4%, и усредненное значение данного показателя за период 2017–2021 составит 11,0%.

Устойчивая структура налоговых доходов вместе с гибкостью бюджетных расходов окажут поддержку региональному бюджету на фоне снижения его доходов.

Умеренный объем ликвидности. В течение 2019 года остатки на счетах на конец месяца в среднем составляли более половины ежемесячных расходов областного бюджета. По состоянию на 01.07.2020 накопленная ликвидность покрывает 13% совокупного долга Региона.

АКРА ожидает, что имеющиеся на 01.07.2020 денежные средства в размере 12,7 млрд руб. будут направлены на финансирование дефицитов будущих периодов, а также на возврат денежных средств по кредиту, предоставленному УФК в 2020 году.

Ключевые допущения

  • рост долга в 2020 году не более чем на 19%;
  • сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне;
  • снижение расходов бюджета относительно запланированных уровней при сокращении ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение показателей экономического профиля;
  • рост уровня доступной ликвидности;
  • сокращение долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост расходов бюджета при сокращении доли ННД в совокупных доходах (без учета субвенций);
  • рост доли краткосрочного долга при одновременном ухудшении качественных характеристик долга.

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения — 15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения — 28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020 и 24.07.2020 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также ценных бумаг Свердловской области
(ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7,  RU000A101Z17) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.