АКРА подтвердило кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа на уровне ААА(RU), прогноз «Стабильный», и его облигаций — на уровне AAA(RU)

Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. В 2018 году валовый региональный продукт (ВРП) ЯНАО составил порядка 3,6% совокупного ВРП субъектов РФ, а население — примерно 0,4% всего населения страны.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (ее размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 80% российского природного газа. Оценка экономического профиля Округа обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2016–2018 годах ЯНАО занимал второе место среди российских регионов по данному показателю, усредненное2 значение которого в 8,5 раза превышало усредненное значение по РФ.

В 2016–2019 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 5 до 5,7 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) был ниже среднероссийского показателя и сократился с 3 до 2,2%.

По оценке Округа, добыча и реализация углеводородного сырья обеспечивают порядка 70% налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. В 2016–2019 годах в среднем 83% налогов и сборов, собранных на территории Региона, направлялись в федеральный бюджет и только 17% поступали в консолидированный бюджет Округа. В 2019 году вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в бюджет РФ составил 16% (второе место среди российских регионов).


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности и гибкости. Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за период 2016–2020 годов составит 29,7%.

В совокупном объеме доходов (без учета субвенций) большую часть составляют собственные доходы: в 2016–2020 годах усредненное соотношение собственных доходов и совокупных доходов (без учета субвенций) будет равно 95,5%.

В структуре налоговых доходов Региона преобладают налог на имущество, который в 2016–2020 годах, по оценке АКРА, в среднем составит 40,2%, налог на прибыль — 36,7% и НДФЛ — 20,8%. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям рыночной конъюнктуры, поэтому его высокая доля в налоговых поступлениях Региона обеспечивает стабильность доходной части бюджета. Вместе с тем значительную долю в структуре доходов Региона составляют и поступления по налогу на прибыль, которые являются более волатильными и характеризуются высокой зависимостью от конъюнктуры рынка.

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2016–2020 годах составит 23,6%. Более 90% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.

В связи с неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой АКРА ожидает снижения налоговых доходов ЯНАО, прежде всего формируемых поступлениями по налогу на прибыль нефтегазовых предприятий Округа. Устойчивая структура налоговых доходов, гибкость бюджетных расходов, минимальный уровень долговой нагрузки при значительном объеме накопленной ликвидности окажут поддержку региональному бюджету при снижении его доходов.

Минимальный уровень долговой нагрузки. На начало 2020 года отношение долга к текущим доходам составило 7,3%. На конец 2020-го, по оценке АКРА, данное соотношение останется на низком уровне, несмотря на возможное сокращение доходов окружного бюджета.

Долговой портфель Региона по состоянию на 01.05.2020 представлен облигациями (79,5%) и государственными гарантиями (20,5%) и составляет 16,3 млрд руб. Риск рефинансирования долга минимальный.

Расходы на обслуживание государственного долга Региона являются необременительными для его бюджета: усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит 1,2% усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций.

Долговая нагрузка муниципальных образований в 2016–2019 годах находится на стабильно низком уровне: отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов (ННД) муниципальных образований в 2019 году составило 0,3%.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.05.2020 многократно превышает объем совокупного долга и более чем в шесть раз выше среднемесячных расходов бюджета в 2019 году.

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей на высоком уровне;
  • сохранение объема поступлений по налогу на имущество на уровне 2019 года;
  • сокращение поступлений по налогу на прибыль в 2020-м не более чем на 50% относительно значения 2019-го;
  • сокращение поступлений по НДФЛ не более чем на 15% относительно значения 2019-го;
  • снижение расходов бюджета при сокращении поступлений ННД;
  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета без увеличения долговой нагрузки.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня ликвидности до показателя ежемесячных расходов;
  • увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения его доходов;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.  При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018.  Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.