Тренинг по прогнозированию, 7–8 апреля

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Республики Мордовия и ее облигаций на уровне B(RU), статус «Рейтинг на пересмотре – развивающийся»

Кредитный рейтинг Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) определяется слабым экономическим профилем Региона, высокой долговой нагрузкой и дефицитом ликвидности при умеренных показателях бюджетного профиля региона.

Статус «Рейтинг на пересмотре – развивающийся» отражает мнение АКРА о неопределенности источников погашения (рефинансирования) значительного объема долга в 2020 году.

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа. В Республике проживает порядка 0,8 млн человек (0,55% населения РФ). По оценке Республики, в 2019 году ее ВРП составил 246 млрд руб. (0,3% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренно низкая оценка экономического профиля Региона. Величина усредненного1 подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2014–2017 годах составила 52%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах превышало 250%. Сочетание указанных двух факторов (ВРП и заработной платы) позволяет отнести экономический профиль Региона на этапе первичной оценки к третьей категории.

По итогам 2019 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 5,4%.

Негосударственный сектор экономики Республики диверсифицирован. За последние четыре года максимальная доля налоговых поступлений, по оценке АКРА, не превышала 7% и приходилась каждый год на разные отрасли (сельское хозяйство, строительство, финансовая деятельность). В то же время доля государственного сектора в структуре налоговых поступлений высока (25% ежегодно), поэтому окончательная оценка экономического профиля Региона отнесена к четвертой категории.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Высокая долговая нагрузка и дефицит ликвидности. Соотношение долга и текущих доходов Республики в 2019 году составило 1,37 (на конец 2018 года — 1,7); АКРА исходит из того, что на конец 2020 года соотношение может снизиться до 1,27. Долг снизился в 2019 году на 9% или на 5,1 млрд руб. за счет истечения срока действия гарантий в сумме 1,7 млрд руб. и снижения прямого долга на 3,4 млрд руб., обусловленного доходами в размере 1,9 млрд руб. от продажи долей в собственности и профицитом бюджета в размере 1,4 млрд руб. На конец 2019 года соотношение долга и ННД Республики составило 211%.

В 2020 году Республике предстоит погасить 33% долга, состоящего в основном из коммерческих займов. На момент анализа Республика не располагала открытыми кредитными линиями, а остатки на счетах Республики были незначимыми. В такой ситуации АКРА отмечает, что риски рефинансирования крайне высоки. АКРА ожидает, что правительство Республики заключит с УФК соглашение о предоставлении краткосрочной ликвидности, которая будет использована для рефинансирования долга, а также договоры кредитования с коммерческими банками.

Усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 6% совокупных расходов бюджета без учета субвенций.

Совокупный долг муниципальных образований превышает сумму их собственных доходов.

Профицит бюджета обусловлен ростом трансфертов. В 2019 году бюджет впервые за длительный период был исполнен с профицитом: расходы Республики снизились на 6%, а доходы возросли на 15%. Прирост доходов обеспечили трансферты, которые увеличились на 40%, в то время как величина ННД выросла только на 2%.
В результате в 2019 году доля ННД в структуре доходов Региона снизилась с 68% до 61%. Доля капитальных расходов в расходах бюджета без учета субвенций в 2019 году составила 8%.

Баланс текущих операций в анализируемом периоде преимущественно отрицателен. Это свидетельствует о потребности в привлечении долга для финансирования текущих расходов, Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона стабильно отрицательное.

АКРА полагает, что в 2020 году бюджет Республики может быть исполнен с незначительным профицитом около 3% ННД, а возможности снижать долговую нагрузку будут зависеть от успешности реализации программы приватизации или от федеральной поддержки.

Ключевые допущения

  • Оказание, в случае необходимости, экстренной финансовой поддержки со стороны федерального бюджета;
  • снижение долга в 2020 году на 5%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

Статус «Рейтинг на пересмотре – развивающийся» предполагает как возможное повышение, так и понижение рейтинга на краткосрочном горизонте 90 дней.

К снятию статуса «Рейтинг на пересмотре – развивающийся» и подтверждению или повышению кредитного рейтинга могут привести:

  • появление источников погашения (рефинансирования) текущей части долга Республики;
  • рост доли собственных доходов при снижении долговой нагрузки;
  • изменение графика погашения долга (снижение доли краткосрочного долга и доли долга, подлежащего погашению в плановом периоде 2021–2022 годов);
  • рост текущего баланса Республики;
  • рост доли капитальных расходов бюджета Республики;

К снятию статуса «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» и понижению кредитного рейтинга может привести:

  • отсутствие источников ликвидности, позволяющих погасить (рефинансировать) текущий долг. 

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Республики Мордовия 2015 года (гос. рег. номер выпуска RU34002MOR0, ISIN RU000A0JVV49), срок погашения — 14.10.2020, объем эмиссии, — 3 млрд руб. — B(RU).

Государственные облигации Республики Мордовия 2016 года (гос. рег. номер выпуска RU34003MOR0, ISIN RU000A0JWSQ7), срок погашения — 03.09.2021, объем эмиссии, — 5 млрд руб. — B(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше облигационные выпуски Республики Мордовия, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Мордовия — B(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Мордовия и выпусков облигаций Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) были опубликованы АКРА 08.11.2017.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) ожидается в течение 90 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС, Картотека арбитражных дел, Федеральное казначейство), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Мордовия, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.