АКРА повысило кредитный рейтинг Свердловской области до уровня A+(RU), изменив прогноз на «Стабильный», и выпуска облигаций Области — до уровня A+(RU)

Повышение кредитного рейтинга Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлено применением новой редакции Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации (далее — Методология). Рейтинг определяется сильным экономическим профилем Региона, стабильными показателями бюджетного профиля с высокой долей собственных доходов и растущей долей капитальных расходов в составе бюджета, низкой долговой нагрузкой с графиком погашения, не создающим рисков нехватки ликвидности и острой необходимости рефинансирования, и небольшим запасом ликвидности.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). По оценке Правительства Области, в 2019 году ее валовый региональный продукт (ВРП) составил 2,5 трлн руб. (регулярно ВРП Региона составляет примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономический профиль Региона определяется умеренной концентрацией на металлургическом секторе. Величина усредненного подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем составила 97%. В то же время АКРА отмечает, что в 2013–2017 годах темп роста подушевого ВРП Региона преимущественно опережал среднестрановое значение. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2015–2018 годах превышало 300%. Сочетание указанных двух факторов (ВРП и заработной платы) позволяет отнести экономический профиль Региона на этапе первичной оценки ко второй категории.

По итогам 2019 года усредненный1 за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 4,9%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации.

Основой экономики Области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. В 2018 году деятельность 15 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона была связана с обработкой металла. Однако, по оценке АКРА, прямой вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона в 2017–2018 годах не превысил 21%. Согласно Методологии, окончательная оценка экономического профиля Области соответствует «2».

Долговая нагрузка незначительно возросла, но график погашения долга минимизирует риск рефинансирования. Соотношение долга и текущих доходов Области в 2019 году составило 0,32 (на конец 2018 года — 0,30); исходя из текущих параметров бюджета, прогнозное значение на конец 2020 года составляет 0,39. В соответствии с Методологией, указанные значения соответствуют второй категории долговой нагрузки. В 2019 году долг Региона вырос на 4,4 млрд руб. и по состоянию на 01.01.2020 составил 77,2 млрд руб. В структуре долга преобладали рыночные заимствования, включая облигации (32,4%) и коммерческие кредиты (41,8%). На бюджетные кредиты приходилось 24,4%, на гарантии — 1,4%. Усредненный уровень процентных расходов в 2016–2020 годах составит порядка 2% совокупных расходов бюджета без учета субвенций.

График погашения долга в 2020–2024 годах предполагает, что ежегодно Область будет погашать или рефинансировать в среднем по 18% долга, что соответствует минимальному риску рефинансирования.

Следует отметить, что долговая нагрузка муниципальных образований (далее — МО) снижается. Отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов (ННД) МО сократилось с 13% в 2016 году до 9% в 2018 году. Абсолютное значение долга МО снизилось на 1,6 млрд руб. в указанном периоде.

Самодостаточный бюджет с растущей долей капитальных расходов. Бюджет Области характеризуется высокой долей собственных доходов, величина которой ежегодно превышает 90% общей суммы бюджетных доходов. Усредненная доля капитальных расходов в расходах бюджета без учета субвенций увеличилась с 10% до 14% за период с 2017 по 2019 год. В 2020 году эта доля вырастет до 17%. С 2017 по 2019 год капитальные расходы Региона увеличились почти вдвое.

Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона в 2017–2020 годах было преимущественно отрицательным. Это свидетельствует о незначительной потребности в привлечении долга для финансирования капитальных расходов. Согласно Закону о бюджете Области, дефицит бюджета в 2020 году составит порядка 13% ННД (29,4 млрд руб.) и будет профинансирован за счет привлечения новых заимствований. В случае если фактический дефицит бюджета окажется равным заявленному при отсутствии объема ликвидности, достаточного для покрытия такого дефицита, соотношение долга и ННД на конец 2020 года может превысить уровень, установленный соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов.

Согласно оперативной информации об исполнении бюджета в 2019 году, показатель операционной эффективности бюджета Региона снизился до 11% по сравнению с 18% в 2018–м. Уменьшение поступлений по налогу на прибыль привело к сокращению собственных доходов бюджета на 2%, при этом текущие расходы бюджета увеличились на 7%. АКРА прогнозирует, что в 2020 году умеренный уровень операционной эффективности бюджета сохранится на фоне дальнейшего снижения ННД. Согласно консервативному сценарию, усредненный показатель операционной эффективности в 2020 году снизится до 10%.

Объем накопленной ликвидности позволяет финансировать расходы бюджета, однако он недостаточен для финансирования прогнозируемого дефицита. В течение последних 18 месяцев остатки на счетах на конец месяца регулярно составляли половину ежемесячных расходов областного бюджета. По состоянию на 01.01.2020 накопленная ликвидность покрывает не более 8% совокупного долга Региона. Исходя из утвержденного закона о бюджете, накопленные средства будут частично использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

Ключевые допущения

  • Рост долга в 2020 году не более чем на 30%;
  • сохранение уровня капитальных расходов в 2020 году на уровне 2019 года;
  • по итогам 2020 года дефицит бюджета не превысит 13% собственных доходов Региона.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее улучшение показателей экономического профиля;
  • рост операционной эффективности бюджета при положительных значениях модифицированного бюджетного дефицита;
  • сокращение долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее падение поступлений по налогу на прибыль при невозможности сокращения текущих расходов бюджета Области;
  • сокращение объема накопленной ликвидности на фоне роста долговой нагрузки сверх уровня, предусмотренного текущей версией закона о бюджете. 

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения — 15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018 и 11.12.2019 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.