Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа на уровне AAA(RU), прогноз «Стабильный», и его облигаций — на уровне AAA(RU)

Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

ЯНАО расположен в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его территории расположено за полярным кругом. В 2017 году ВРП Региона составил порядка 3,3% совокупного ВРП субъектов РФ, а население — примерно 0,4% населения РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Долговая нагрузка соответствует минимальному уровню риска. Соотношение долга и операционного баланса на конец 2019 года составит приблизительно 22%, а к концу 2020-го может снизиться до 10%, что соответствует минимальному уровню долговой нагрузки. В период с 2019-го по 2022 год величина процентных расходов прогнозируется на незначительном уровне. Риск рефинансирования в указанном периоде оценивается как минимальный. Долговой портфель ЯНАО на 01.11.2019 на 78% представлен облигациями со сроком погашения до 2024 года (12,98 млрд руб.) и на 22% — выданными госгарантиями (3,55 млрд руб.). С 2019 года часть временно свободных средств бюджета Округа размещается на банковских депозитах, несмотря на то, что и ранее уровень ликвидности был достаточно высоким для проведения таких операций. На 01.11.2019 остатки средств на бюджетных счетах и банковских депозитах более чем в семь раз превышали совокупный размер общего долга Региона и почти в девять раз — среднемесячные расходы бюджета в январе-сентябре 2019 года. В стресс-сценарии АКРА, предполагающем снижение налоговых и неналоговых доходов (ННД) в 2020 году на 25% по сравнению с уровнем, предусмотренным законом об окружном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, долговая нагрузка останется низкой (соотношение долга и операционного баланса в 2020 году составит порядка 50%).

Высокая степень самодостаточности бюджета и его достаточная сбалансированность. ЯНАО одновременно является равноправным субъектом РФ и входит в состав Тюменской области (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Между органами государственной власти ЯНАО, Тюменской области и ХМАО-Югры (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») действует договор, согласно которому в областной бюджет направляется 29,5% от поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ЯНАО и ХМАО-Югры. Договор регламентирует, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленностей, результатами которых может пользоваться все население Тюменской области (включая жителей округов).

На период с 2017 по 2020 год средняя доля ННД прогнозируется на уровне 96% совокупных (без учета субвенций) доходов Региона, при этом доля расходов капитального характера в среднем составит 26% совокупных расходов, доля обязательных по методологии АКРА расходов — 64% совокупных расходов, а операционный баланс — 39% регулярных доходов. Указанные показатели свидетельствуют о достаточной степени сбалансированности бюджета и контроля над бюджетными расходами.

Законы об окружном бюджете предусматривают бездефицитный бюджет в 2019 и 2020 годах. АКРА ожидает, что в 2019 году бюджет Округа будет исполнен с профицитом не менее 7% ННД. За девять месяцев 2019 года фактически поступившие доходы составили 186 млрд руб., что в 1,3 раза превышает доходы за аналогичный период предыдущего года, а расходы увеличились в 1,2 раза и составили 129 млрд руб.

Особенностью структуры налоговых доходов Округа является высокая доля поступлений по налогу на имущество: за 2015–2017 годы она в среднем составляла 43%. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям конъюнктуры, поэтому его высокая доля в налоговых поступлениях Региона обеспечивает устойчивость доходной части бюджета. Вместе с тем с 2018 года преобладающую долю в структуре доходов Региона составляют поступления по налогу на прибыль, которые являются более волатильными и характеризуются высокой зависимостью от рыночной конъюнктуры. По мнению АКРА, риски, связанные с возможным снижением поступлений по налогу на прибыль в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой Региона в отношении наращивания расходов бюджета и формированием соответствующих резервов: сумма остатков средств на счетах Округа на 01.11.2019 более чем в 1,7 раза превысила сумму остатков годом ранее.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 80% российского природного газа. Отраслевая структура внутреннего регионального продукта (ВРП) Округа достаточно устойчива, а вклад добычи природных ископаемых в данный показатель стабильно превышает 50%. ЯНАО по итогам 2017 года занимал второе место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения и первое место по среднедушевым денежным доходам. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе существенно ниже среднероссийского показателя.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. В 2016–2018 годах в среднем 83% налогов и сборов, собранных на территории Региона, направлялись в федеральный бюджет и только 17% поступало в консолидированный бюджет Округа. В 2018 году вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджет РФ составил 16% (второе место среди российских регионов).

Ключевые допущения

  • поддержание существующей степени сбалансированности бюджета;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ямало-Ненецкого автономного округа, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.